Софт-Портал

коррекция голоса

Рейтинг: 4.4/5.0 (1050 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Восстановление голоса при хронических ларингитах

Восстановление голоса при хронических ларингитах

Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани — одно из самых распространенных заболеваний.

Острое воспаление гортани может быть как самостоятельным заболеванием, так и сопутствовать ОРВИ, гриппу и пр. При этом голос становиться резко охриплым, грубым, нередко наступает афония. После надлежащего лечения через 7—10 дней человек выздоравливает и голос восстанавливается.

В настоящем разделе пособия речь пойдет о голосовосстановительном обучении при хронических процессах в гортани.

Возникновению хронического ларингита могут способствовать разные причины — простуда, инфекции, влияние никотина, алкоголя, холодный, загрязненный воздух, чрезмерная голосовая нагрузка.

При этом заболевании слизистая оболочка гортани сильно гиперемирована, местами утолщена, особенно по краям голосовых складок (рис. 9). Вестибулярные складки отечные, припухшие, часто прикрывают голосовые складки, затрудняя фонацию. Иногда на голосовых складках образуются отечные утолщения в виде полипов или узелков. При хронических воспалительных процессах гортани часто поражается и нервно мышечный аппарат, развивается парез внутренних мышц, что выражается в несмыкании голосовых складок.

Хронический ларингит имеет несколько клинических форм, но это тема сугубо медицинская, и мы ее касаться не будем. В зависимости от степени воспалительных изменений в гортани, нарушений функционального состояния нервно-мышечного аппарата и голоса, С. С. Герасимова (1977) выделила три формы ларингита — компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную.

Первая характеризуется небольшой гиперемией и сухостью слизистой оболочки. Голосовые складки смыкаются нормально, свободный их край ровный, тонус не нарушен. Расстройства голоса обычно не наблюдаются и возникают только в период обострения болезни.

При субкомпенсированном ларингите гиперемия и сухость выражены довольно значительно. В момент фонации не происходит плотного смыкания голосовых складок, амплитуда их колебаний снижена, продолжительность фонации укорочена. При голосовой нагрузке появляется напряжение, утомление, начинает страдать голос, но его изменения еще не постоянны.

При декомпенсированной форме голосовые складки резко гиперемированы, приобретают серо-красный цвет и как бы «лакированы» — покрыты вязкой слизью. Свободный край их утолщен и неровен. Во время фонации при изменении амплитуды колебаний и снижении длительности фонации остается овальная щель, что свидетельствует о парезе внутренних мышц гортани. Нарушение голоса носит постоянный характер. Голос сиплый или резко охриплый, лишен звучности, модуляций и силы. Патология может проявляться и в форме афонии. После голосовой нагрузки пациенты жалуются на большую утомляемость, постоянное желание откашляться, ощущение першения, царапанья, боль. Для людей с голосовыми профессиями возникает прямая угроза потери трудоспособности.

Проблема терапии хронических ларингитов весьма актуальна в связи с длительностью их течения, малой эффективностью медикаментозного и другого лечения и склонностью к переходу в злокачественные образования (Светлаков М.И. 1964; Зарицкий Л.А. 1966; Тринос В.А. 1976).

Люди, страдающие различными формами хронического ларингита, подлежат диспансерному наблюдению. Помимо медикаментозного и физиотерапевтического лечения в задачи активного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное направление к логопеду.

Эти пациенты составляют весьма трудный контингент для восстановительной работы, что объясняется целым рядом причин. Хроническое течение заболевания с обострениями процесса обязательно требует лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что как бы отвлекает от потребности его постановки в сторону одного только лечения. Оториноларингологи направляют больных к логопеду тогда, когда изменения голоса становятся уже значительными, стойкими, а подчас и необратимыми.

Не менее распространенной причиной является недостаточно серьезное отношение больных к своему заболеванию. Если, как отмечалось выше, парезы и параличи гортани настораживают, угнетают, даже пугают людей, то хронические ларингиты, как показывает практика, не вызывают опасений. Происходит недооценка заболевания — хронического, плохо поддающегося лечению. Всех, страдающих хроническими ларингитами, необходимо направлять к логопеду независимо от степени голосовой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. При нарушениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных стадиях заболевания еще без изменения голоса (компенсированная форма) логопедическая помощь является превентивной мерой предупреждения нарушений тонуса голосовых складок.

Логопедическая работа (фонопедия) начинается с разъяснительной беседы. Первый, подготовительный, этап определяется как рациональная психотерапия, главная задача которой вселение уверенности в восстановление голоса. Помимо этого следует объяснить пациенту, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением. Подчеркивается необходимость отказа от курения, злоупотребления алкоголем и острой, раздражающей пищей. В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим, т. е. по возможности уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Но также не следует говорить шепотом, ибо при этом усиливается напряжение мышц голосового аппарата. К режиму «молчания» в настоящее время относятся с осторожностью. Ф. П. Билленд (Billeand F.P. 1971), основываясь на клинических наблюдениях, пришел к выводу, что в результате режима молчания может возникать психологический стресс. Некоторые больные при этом испытывали «ларингеальный стресс» — ощущение напряжения в области гортани.

Приведем наше собственное наблюдение. Больной ларингитом обратился к врачу в период обострения (его голос был нерезко охриплым). Оториноларинголог наряду с медикаментозным лечением назначил режим молчания продолжительностью пять дней. По истечении этого срока пациент мог говорить только шепотом. Налицо была картина установочной афонии, не обусловленной заболеванием гортани. Фонопедическими приемами одномоментно удалось восстановить звучный голос, так как за короткий срок афония еще не закрепилась.

После разъяснительной беседы приступили к коррекции дыхания. Его нарушения проявляются в момент фонации и многими людьми расцениваются как дефект голоса. Одна из первоочередных задач нормализации функции дыхания — установление дыхательной опоры: осознанного замедления выдоха в момент речи. Его особенностью является одновременное участие и вдыхательных и выдыхательных мышц. Дозированное напряжение мышц-антагонистов обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждениям голосового аппарата. Полнота звучания голоса зависит от установления опоры. Ее следует считать неправильной, если возникает ощущение перенапряжения мышц. Хорошо известно, что форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, снижение качеств голоса. Таким образом, нахождение опоры — важнейший момент в восстановительном обучении.

Коррекция дыхания начинается с выполнения упражнений с озвученным выдохом. Цель тренировок — достижение косто-абдоминального (реберно-брюшного) типа дыхания. Обучающемуся предлагается лечь на спину, расслабиться. Рукой надо контролировать движения стенки живота. Делается быстрый, короткий вдох, стенка живота поднимается, затем следует плавный, замедленный выдох с произнесением фонем [с], [ш], а если голос достаточно звучный, то лучше произносить двугубый [в]. При этом необходимо, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. Продолжительность тренировки — 2—3 мин утром и вечером.

Для организации косто-абдоминального дыхания С. С. Герасимова (1977) рекомендует следующие упражнения (исходное положение стоя).

1. Развести руки вверх и в стороны — вдох, руки опустить — выдох (5—6 раз подряд).

2. Руки на поясе. Отведение локтей назад — вдох, локти вперед — выдох (5—6 раз).

3. Руки лежат ладонями на голове — 3 наклона корпуса вправо, 3 — влево (в медленном темпе).

4. Ноги на ширине плеч. Повороты корпуса с отведением рук в стороны — вдох, наклон корпуса вперед, доставая руками до пола — выдох (5—6 раз).

5. Руки, согнутые в локтях, пальцами прикасаются к плечам. Разводя локти в стороны — вдох, прижимая их к грудной клетке — выдох (5—6 раз).

6. Ладони рук лежат на плечах. Поднимаясь на пальцах ног и вытянув руки вверх, сделать вдох, вернувшись в исходное положение — выдох (5—6 раз).

При хроническом ларингите отмечаются постоянное желание откашляться, ощущение першения, и то и другое обусловлены нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Покашливание иногда приобретает стойкий, упорный характер. Для его преодоления можно предложить такой прием: беззвучное произнесение звука [ы]. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте и неплотно сжатых зубах. Выполнение этого приема вызывает легкое напряжение в глотке и ощущение отхождения мокроты, поэтому прибегать к нему следует при необходимости.

Практически при каждом нарушении голоса в момент речи происходит напряжение внутренних и наружных мышц гортани и корня языка. Это — компенсаторная попытка улучшить звучание. Однако качество фонации она только ухудшает, поэтому для снятия мышечного напряжения рекомендуется проводить массаж в области корня языка. На передней поверхности шеи (как бы поверх миндалин) большим и указательным пальцами производятся круговые движения в течение приблизительно минуты. Первый раз такой массаж делается утром, натощак, затем его можно повторять за день до 6—7 раз. Целесообразно выполнять массаж перед голосовой нагрузкой (уроком, выступлением и пр.).

Голосовые тренировки при хронических ларингитах лучше начинать с произнесения закрытых слогов с мягкой атакой звука:

дам, дом, дум, дэм, дим; бам, бом, бум, бэм, бим;

дан, дон, дун, дэн, дин; бан, бон, бун, бэн, бин;

дал, дол, дул, дэл, дил; бал, бол, бул, бэл, бил.

Первый звук в слогах звонкий взрывной, большого участия голоса не требует, последний — сонорный, его следует произнести протяжно и стараться направлять голос «в маску». Далее можно переходить к функциональным тренировкам голосового аппарата в прямых слогах с сонорами: ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; ла, ло, лу, лэ, лы.

Даже при имеющемся несмыкании голосовых складок (миопатические парезы) твердая атака звука недопустима, так как это дополнительно травмирует воспаленную слизистую оболочку. После прямых слогов с сонорами можно выполнять все варианты упражнений в последовательности, предложенной в предыдущем разделе. Самостоятельные тренировки обучающиеся проводят дробно (кратковременно, небольшими порциями), ни в коем случае не перенапрягая голосовой аппарат. Завершающим этапом в восстановлении голоса является чтение отрывков прозаических текстов. Совместно с логопедом текст размечается на синтагмы или более длительные периоды, которые надо произносить на одном выдохе. При чтении соблюдается правильность дыхания и контролируется ровное звучание голоса в удобной позиции, найденной в упражнениях. Таким образом закрепляется восстановленная фонация.

Трудность восстановления голоса у пациентов с хроническим ларингитом состоит в том, что при малейших простудах, при общем утомлении наступает обострение процесса, в период которого проводить фонопедию нельзя. Поэтому восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно — голос то заметно улучшается и исчезают все неприятные ощущения в глотке и гортани, то опять наступает ухудшение. Только упорная, систематическая работа со стороны как логопеда, так и самого больного может привести к желаемым результатам. Длительность курса фонопедии зависит от тяжести клинических проявлений и частоты обострений заболевания. Анализ отдаленных результатов (через 1,5—2 года) показал, что у тех, кто прошел курс фонопедии, обострения наступают значительно реже и протекают легче с небольшими изменениями голоса.

Приведем краткую выписку из истории болезни.

В.М. 11 лет, была направлена для проведения фонопедии 11.03.1998 г. с диагнозом атрофический ларингит.

Отмечено на приеме: голос резко осиплый, девочка жалуется, что говорить и петь ей трудно, других жалоб нет. Со слов матери голос у ребенка начал изменяться более двух лет назад с постепенным ухудшением. Учится в музыкальной школе, не может петь в хоре, на занятиях сольфеджио фальшиво интонирует, возникают ощущения царапанья, першения в горле, большого напряжения.

Ларингоскопическая картина: обе половины гортани подвижны; голосовые складки розоватые, сухие, при фонации между ними на всем протяжении остается щель 1,5—2 мм; амплитуда колебаний достаточная, но длительность фонации укорочена.

Девочка приступила к фонопедическим занятиям. Несмотря на то, что она сама жаловалась на трудности при речи и пении, занималась неохотно, критическое отношение к дефекту голоса отсутствовало.

На первом занятии была проведена беседа о том, что без специальных упражнений голос ухудшится, а в дальнейшем возникнут еще большие трудности. Такие же объяснения сопровождали и последующие занятия, пока ребенок не понял необходимости коррекции голоса.

Функциональные тренировки голосового аппарата включали:

1) комплекс упражнений для формирования косто-абдоминального типа дыхания;

2) тренировки по нахождению оптимального звучания голоса;

3) упражнения, закрепляющие голосовые кинестезии;

4) работу по формированию полноценного фонационного выдоха и закреплению восстановленного голоса.

Продолжительность курса составила 2,5 мес. Ларингоскопия при выписке показала: голосовые складки ровные, слегка розоватые, в момент фонации полностью смыкаются, увеличилась длительность фонации. Голос приобрел нормальную силу и звучность, жалобы отсутствовали; на занятиях пением девочка затруднений не испытывала.

Хронический ларингит, как правило, развивается постепенно. Сначала появляется легкое покраснение слизистой оболочки гортани и небольшая охриплость, не имеющая стойкого характера. Такое состояние обычно развивается у людей, работающих с большой голосовой нагрузкой и не владеющих правильным голосоведением. Нередко при обращении к врачу с такими симптомами ставится не всегда оправданный диагноз «хронический ларингит»: часто это бывает продром (предвестник) начинающейся болезни, так называемые псевдоорганические явления. Даже медикаментозное лечение в виде вливаний лекарств в гортань, ингаляции и тому подобное не дают положительного результата, если пациент продолжает голосовую нагрузку в привычной ему манере. А вот если в этот период голосовому аппарату дать небольшой отдых (не режим молчания, а только уменьшение голосовой нагрузки) и провести курс фонопедии, все болезненные явления исчезнут, гортань приобретет здоровый вид, голос станет звучным и выносливым.

Своевременно проведенный курс фонопедии предотвращает развитие хронического процесса.

Все темы данного раздела:

Акустические свойства голоса
Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голос

Теории механизма голосообразования
Вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г. С момента изобретения М. Гарсия

Значение дыхания в голосообразовании
Функцию дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Природа не снабдила человеческий организм специальным голосовым органом. Продуцирующая звук гортань представляет собой часть дыхательной

Инструментальное обследование голосового аппарата
Для определения состояния голоса необходимо провести тщательное обследование голосового аппарата. Существующие в настоящее время клинические и инструментальные методы исследования в большей части о

Аудитивная оценка голоса
Логопед, начиная коррекцию голоса, должен иметь заключение фониатра или оториноларинголога и сведения о возникновении и течении нарушения. Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выясн

Исследование голоса и интонационной стороны речи с использованием специальных проб
2.1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний. Изолированные гласные предлаг

Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани
Периферические парезы и параличи гортани наступают вследствие нарушений ее иннервации при поражениях нижнего гортанного (или возвратного) нерва. Выделяют три типа причин этой патологии: 1)

Коррекционное обучение после удаления гортани
Удаление гортани (ларингоэктомия или экстирпация) производится при диагнозе «рак». Люди, перенесшие такую операцию, полностью лишаются звучного голоса. Поскольку гортань удалена, дыхательный путь з

Коррекция голоса после частичных резекций гортани
В последние годы в связи с лучшей, более ранней, диагностикой, а также с разработкой новых методов хирургического лечения появилась возможность проведения щадящих операций на гортани, частичных ее

Восстановление голоса при рубцовых деформациях и стенозах гортани
Рубцовые изменения и стенозы (сужение просвета гортани) встречаются и у взрослых людей, и у детей. Причины их могут быть разнообразны: длительное пребывание интубационной трубки при наркозе, термич

Фонопедия при узелках голосовых складок
Узелки голосовых складок — это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины — точке наиболее плотного их с

Гипотонусные нарушения голоса
Наиболее распространенная патология голоса связана с функциональными заболеваниями голосового аппарата, когда не наблюдается анатомических изменений или нарушений его иннервации, но вибраторная акт

Нарушения голоса при патологической мутации у подростков
В качестве одного из функциональных расстройств можно рассматривать патологическую мутацию голоса у подростков. Нормальная смена детского голоса на взрослый, как правило, завершается в теч

Фонастения
Особое место среди функциональных расстройств голоса занимает фонастения, которая часто не сопровождается видимыми изменениями голосового аппарата. Чаще всего она встречается у людей, имеющих голос

Функциональная афония
Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (

Гипертонусные нарушения голоса
Гипертонусные нарушения голоса являются следствием патологического повышения мышечного напряжения голосовых складок, изменения их вибраторной, функции. Дисфонические расстройства обладают

Их причины и распространенность
С каждым годом увеличивается количество людей, профессия которых требует активного и постоянного использования голоса. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой де

Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса
Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать п

ПОСЛЕСЛОВИЕ
В пособии описаны наиболее часто встречающиеся нарушения голоса, которые устраняются приемами фонопедии. Проблемы расстройств голоса и их коррекции составляют самостоятельный учебный курс

Упражнения для больных с удаленной гортанью
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка Методические указания Сидя на сту

Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка Методические указания Сидя на сту

коррекция голоса:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

    Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

    В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

    Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.

    Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.

    Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.

    Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, визгливый, ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, членораздельность и внятность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

    Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.

    Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

    Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.

    Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.

    Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.

    Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

    Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.

    Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.

    Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.

    Массаж при дизартрии

    Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

    Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.

    Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

    Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

    Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

    Нормализация и развитие голоса при дизартрии

    Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И. Лопатиной Л.В. Л. И. Беляковой и других.

    Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания. так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.

    Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

    Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

    Особое внимание обращается на следующие условия:

    • активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
    • вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
    • все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.
    Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

    Детям можно предлагать следующие упражнения:

    1. «Ладошки».

    Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

    2. «Погончики».

    Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

    3. «Насос».

    Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

    5. «Обними плечи».

    Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

    Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

    1. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
    2. исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
    3. исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
    4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
    5. надувание щек;
    6. доставание кончиком языка мягкого нёба;
    7. поднятие мягкого нёба при зевке.
    Голосовые упражнения

    Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

    1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

    2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

    ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

    3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

    4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

    Закрепление сформированных голосовых навыков

    Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:

    1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

    2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

    3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

    4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

    5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

    Откуда лакал Полкан?

    Чей Полкан из Байкала лакал?

    Что делал Полкан?

    9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

    Коррекция голоса

    / Лаврова. Логопедия. Фонопедия

    Глава 1
    ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
    ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5

    Глава 2
    СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И
    ФИЗИОЛОГИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ 13

    2.1. Акустические свойства голоса 13

    2.2. Теории механизма голосообразования 19

    2.3. Значение дыхания в голосообразовании 22

    Глава 3
    РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА 27

    Глава 4
    МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И
    ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА 36

    4.1. Инструментальное обследование голосового аппарата 36

    4.2. Аудитивная оценка голоса 39

    Глава 5
    ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ
    НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА 47

    Глава 6
    ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА 56

    6.1. Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани 56

    6.2. Восстановление голоса при хронических ларингитах 77

    6.3 Коррекционное обучение после удаления гортани 86

    6.4. Коррекция голоса после частичных резекций гортани 97

    6.5. Восстановление голоса при рубцовых деформациях и
    стенозах гортани 100

    6.6. Фонопедия при узелках голосовых складок 103

    Глава 7
    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА 109

    7.1. Гипотонусные нарушения голоса 109

    7.2. Нарушения голоса при патологической мутации у подростков 116

    7.3. Фонастения 133

    7.4. Функциональная афония 138

    7.5. Гипертонусные нарушения голоса 144

    Глава 8
    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА 157

    8.1. Их причины и распространенность 157

    8.2. Профилактика и превентивные мероприятия
    предупреждения расстройств голоса 163

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 174

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 181

    Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса 181

    Упражнения для больных с удаленной гортанью 183

    Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса 185

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий — педагогов, актеров, политических деятелей и др.

    Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее определяющие характеристики, возможности и особенности. Акустика анализирует звук голоса в качестве физического явления, физиология пытается объяснить механизм порождения звука в голосовом аппарате, фониатрия как раздел медицины рассматривает заболевания, методы лечения и профилактики расстройств голосовой функции.

    Главной задачей фонопедии является коррекция голоса специальными педагогическими приемами.

    Термин «фонопедия» прочно вошел в современную педагогическую и медицинскую практику. Ранее различные исследователи давали свои названия проблемам восстановления голоса: фонический метод, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевали одно — исправление дефектов голоса специальными, целенаправленными тренировками голосового аппарата.

    Изучение патологии голоса и способов его восстановления — одна из важнейших проблем логопедии. В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата у детей.

    Фонопедию можно определить каккомплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Специальные тренировки позволяют установить такой способ функционирования голосового аппарата, при котором полноценный акустический эффект может быть достигнут с наименьшей нагрузкой. Фонопедия базируется на физиологии голосообразования, на принципах дидактики и методологических основах логопедии и тесно связана с дисциплинами медико-биологического цикла. Функциональные тренировки, направленные на коррекцию голоса, проводятся с учетом патологических изменений голосового аппарата, которые диагностируются врачом-фониатром или оториноларингологом. Кроме этого для определения первичности или вторичности голосового дефекта учитывается нервно-психическое состояние человека.

    По своей этиологии и характеру проявлений нарушения голоса весьма разнообразны (их многообразие будет рассмотрено нами отдельно), здесь же важно отметить, что фонопедические методы коррекции следует применять лишь при хронической патологии.

    В настоящее время фонопедия прочно заняла свое место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, а в ряде случаев оказывается единственным способом возвращения полноценной голосовой функции. Знание ее основ, а также методов профилактики голосовых нарушений необходимо логопедам при их подготовке к профессиональной деятельности. Они и сами должны обладать хорошим, выносливым голосом, владеть приемами коррекции голоса и у детей, и у взрослых с учетом всего разнообразия его патологии.

    Глава 1
    ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
    ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

    Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности.

    Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. В системе образования Древней Греции важное место отводилось риторике — дисциплине, в задачи которой входило формирование правильной речи, выносливого красивого голоса, умения логично излагать свои мысли, убедительно вести полемику. Исторические источники сохранили для нас имя Демосфена (ок. 384—322 гг. до н.э.), сумевшего устранить с помощью специальных тренировок дефекты собственной речи и ставшего затем известным оратором. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), Гален (ок. 130 — ок. 200) изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани.

    Ученый средневековья Авиценна (Ибн Сина, ок. 980—1037) довольно подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата в фундаментальном труде «Канон врачебной науки». К 1024 г. им был завершен фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования. В нем объяснялись причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, анатомия и физиология функционирования голосо-речевых органов, давались физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в механизме голосообразования отводилось голосовым складкам: ученый указывал на их активную роль в фонации. В своих трудах Авиценна подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

    В конце XVI в. историческое развитие мировой культуры знаменовалось появлением нового музыкального сценического жанра — оперы (ее родиной признают Флоренцию). Для исполнения оперных партий артист должен был обладать не только хорошими вокальными данными, но и большой выносливостью голосового аппарата, иначе наступало переутомление, и вследствие этого возникали нарушения голоса, которые уже можно было считать профессиональными. Выявление характерных для певцов специфических заболеваний, высокие требования к мастерству и качеству исполнения вынуждали специалистов пристально изучать физиологию голосообразования, искать пути совершенствования голосовых возможностей и способов устранения дефектов в случае их появления.

    Исследования на изолированной гортани трупов позволили немецкому физиологу И. Мюллеру установить (1840), что оформление звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки. Однако в это время еще были недоступны наблюдения гортани живого человека.

    В 1855 г. певец и вокальный педагог Мануэль Гарсия (родной брат знаменитой певицы Полины Виардо) впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное Листоном, английским врачом-стоматологом. Таким образом, появилась возможность обозревать гортань и колеблющиеся голосовые складки. Этот метод исследования получил название ларингоскопия (от греч. laryngis 'гортань',scopia 'смотрю') и сохраняется по сей день. Однако в тот период, по мнению болгарского фониатра И. Максимова (1987), еще нельзя было говорить о становлении фониатрии — медицинской науки о лечении голосового аппарата. Все исследования касались нарушений речевой и вокальной функций различной этиологии, попыток их устранения совместными усилиями врачей и логопедов. А потому И. Максимов назвал его «реабилитационно педагогическим».

    В 1905 г. в Берлинском университете немецкий врач Г. Гутцман (Н. Hutzmann) защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Именно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной медицинской специальности. Сам термин «фониатрия» ввели в 1920 г. ученики Гутцманна — Г. Штерн (Н. Stern) и М. Зееман (М. Seemann). Последний основал и долгие годы руководил одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге.

    Можно полагать, что с этого времени ведет свой отсчет и становление логопедии, ибо она всегда объединяла изучение речи и голоса.

    Начало XX в. характеризуется большой активностью в развитии логопедии как науки. Выделяются две школы — «органиков» в Берлине во главе с Г. Гутцманом и «психологов» в Вене, сплотившейся вокруг австрийского ученого Е. Фрёшельса (Е. Froschels). В этих городах создаются отделения и кабинеты по оказанию помощи людям с нарушениями речи и голоса при тесном сотрудничестве врачей-фониатров и логопедов. В 1924 г. по инициативе Е. Фрёшельса был проведен 1-й Международный конгресс и организована ассоциация логопедов и фониатров, существующая и поныне.

    В России разработке основ фониатрии посвятили свои труды Е. Н. Малютный, И. И. Левидов, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов (1920—1940-е гг.), М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев (1940— 1950-е гг.).

    Иосиф Ионович Левидов (1933) изучал постановку голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. Проделав ряд опытов и учитывая личные ощущения певца, ученый пришел к выводу, что звучание голоса «в маске» является результатом резонации носовой и придаточных полостей. Функциональные расстройства голоса он считал следствием плохой вокальной школы, форсирования звука и неправильных самостоятельных занятий.

    Федор Федорович Заседателев также видел причины профессиональных заболеваний в неправильной постановке голоса и особое внимание обращал на дыхание и способ голосоведения. Результаты своих экспериментальных наблюдений он обобщил в труде «Научные основы постановки голоса» (1935), где подробно проанализировал типы дыхания, различные положения гортани при пении, рассмотрел значение и роль резонаторов.

    Многолетние наблюдения отражены в книге Леонида Дмитриевича Работнова «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932). Автор исследовал функции всех частей голосового аппарата и более подробно остановился на процессах дыхания. Им была высказана гипотеза о роли в процессе фонации гладких мышц бронхов и о «парадоксальном дыхании» певцов, когда грудная клетка при пении не спадает и совершаются легкие вдыхательные движения.

    В монографии Михаила Ивановича Фомичева «Основы фониатрии» (1949) значительное место занимают описания фонопедических мероприятий. Автор дает четкие рекомендации по правильному голосовому режиму, описывает дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения.

    В 1970 г. вышла в свет коллективная работа Владимира Георгиевича Ермолаева, Нины Федоровны Лебедевой и Владимира Петровича Морозова «Руководство по фониатрии», суммировавшая результаты научных исследований по физиологии и патологии голосообразующих органов и описывающая наиболее распространенные методы акустического анализа вокального голоса. Книга была адресована врачам фониатрам и оториноларингологам, оказывающим помощь певцам, однако она представляла значительный интерес и для всех специалистов, занимающихся проблемами голоса и его патологии.

    Все указанные работы заложили научные и методические основы фониатрии, дали ключ к пониманию многих явлений в физиологии голосообразования, и хотя большинство исследований было направлено на изучение певческого голоса, они имели большое теоретическое и практическое значение для постановки речевого голоса и для устранения его дефектов.

    В послевоенные годы в Москве при Академии педагогических наук был организован Институт художественного воспитания, в котором велись экспериментальные исследования детского голоса.

    Вопросы воспитания и обучения всегда рассматривались отечественными учеными и практиками в неразрывной связи с индивидуальными возрастными особенностями развития, с учетом новейших естественнонаучных данных, при этом достигалось объединение усилий представителей различных областей науки — физиологии, психологии, морфологии. Важную роль сыграли исследования Магдалины Сергеевны Грачевой (1956) морфологических особенностей формирования гортани, функционального взаимодействия мягкого нёба и голосовых складок. Эдуардом Карловичем Сийрде (1970) был проведен сравнительный количественный и качественный анализ своеобразия дыхательной функции у людей, имеющих различные речевые патологии — заикание, дефекты речи в результате нарушений слуха, у людей с нормальным голосообразованием и у певцов. Материалы такого сопоставления подтвердили значимость и в патологических случаях необходимость коррекции и специальных тренировок дыхания, направленных на исправление речи и голоса.

    Зависимость состояния голоса от развития музыкального слуха детей подчеркивалась в работах отечественных авторов Е. М. Малининой (1967), М. Ф. Заринской (1963) и чешского фониатра Е. Седлачковой (1963), подтвердивших, что снижение акустико-фонационных стереотипов и ослабление способности восприятия звука влияют на регуляцию самой фонации.

    Нарушения голосовой функции и интонации у детей с различными нарушениями речи исследовались Валентиной Ивановной Филимоновой (1990), Татьяной Викторовной Колпак (1999) и Ларисой Александровной Копачевской (2000). В работах этих авторов представлены различные приемы проведения педагогического обследования и выявления акустических характеристик голоса и подтверждено, что его патология часто является компонентом структуры речевого дефекта.

    В 1990 г. была переведена и опубликована монография американского педагога Д. К. Вильсона (D. К. Wilson) «Нарушения голоса у детей», в которой затронуты многие аспекты голосовой патологии — анатомия и физиология, инструментальные методы обследования, лечение и голосовая терапия. В ней также рассматриваются и проблемы нарушения голоса взрослых, ибо они зачастую берут свое начало с изменений голосовой функции в детстве. В этой работе в известной степени сделана попытка обобщения современных знаний как о нормальном, так и о патологическом развитии голосообразования.

    За последние три десятилетия заметно возросло число публикаций, посвященных различным аспектам патологии голоса, подготовленных педагогами-логопедами. Так, Светлана Леоновна Таптапова (1963, 1971, 1974, 1985, 1990) разработала методику восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции; Елена Самсоновна Алмазова (1973) предложила систему упражнений по коррекции голоса детей при Рубцовых деформациях гортани; автор настоящего пособия (1971, 1974, 2001) изучила и описала различные расстройства голоса функционального и органического генеза; Ольга Святославовна Орлова (1980, 1998, 2001) исследовала сложные проблемы спастических нарушений голоса и обозначила систему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у педагогов.

    В 1971 г. был образован Союз Европейских фониатров (UEP), объединивший всех специалистов, работающих в области патологии голоса. Ежегодно в одном из европейских городов проводятся конгрессы, на которых обсуждаются многообразные аспекты изучения голоса и его нарушений — диагностика, инструментальные и объективные методы исследования, классификация и терминология, методы лечения и голосовой реабилитации.

    В 1991 г. была создана Ассоциация фониатров и логопедов (фонопедов) России, которая в качестве коллективного члена вошла в Союз Европейских фониатров и в Международный Союз. Российская ассоциация организует ежегодные конференции, посвященные актуальным вопросам исследования, лечения и восстановления голосовой функции, к участию в которых привлекаются специалисты из СНГ, а часто и из Европы. Усиление международных связей и научного взаимодействия, изменение социального характера, стиля и темпа жизни — все это требует большего общения между людьми. Голос, как одно из средств коммуникации, его качество и возможности играют в этом процессе весьма значительную роль.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Назовите ученых Древнего мира и Средневековья, которые изучали проблемы голосообразования.

    2. Обозначьте период, когда голос как инструмент профессиональной деятельности стал объектом пристального изучения.

    3. Какой жанр искусства обусловил необходимость профессионального изучения голоса?

    4. Кем впервые была осмотрена гортань и какое название получил этот метод?

    5. Когда и кем было положено начало изучения голоса как самостоятельного предмета медицины и педагогики?

    6. Назовите отечественных ученых 1930—1950-х гг. внесших большой вклад в изучение различных свойств голоса и его нарушений.

    7. Укажите имена современных специалистов, разработавших методики коррекционного воздействия при органической патологии голоса.

    8. Назовите специалистов, предложивших методики коррекции функциональных нарушений голоса.

    Глава 2
    СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И
    ФИЗИОЛОГИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ
    2.1. Акустические свойства голоса

    Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.

    В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

    При продуцировании шепота голосовые складки раскрыты, не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что вызывает специфический шум.

    Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки — физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Поскольку голосовой феномен — явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

    Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

    В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные — шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука — этосубъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е.высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычной разговорной речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин — от 160 до 340 Гц.

    Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика — относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

    Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазонобъем голосавозможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире — певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц — самые низкие голоса — до 2 300 Гц — высокие голоса.

    Сила голоса, его мощность,зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90—110 дБ, а иногда достигает 120 дБ — силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ — непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

    Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазонмаксимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) — необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

    При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

    Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны.Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта — диапазон частот 150—850 Гц — при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта — диапазон 500—2 500 Гц — зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300—400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

    Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс — это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.