Софт-Портал

положение тела 4 буквы

Рейтинг: 4.5/5.0 (532 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Что такое ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА - Большая Медицинская Энциклопедия

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА при работе может быть причиной нарушений здоровья и является профессиональной вредностью в тех случаях, когда оно вынужденно (т. е. неизбежно связано с требованиями производственного или трудового процесса), длительно и однообразно. В этих случаях оно связано с перенапряжением отдельных мышечных групп и отдельных участков локомоторного аппарата, с нарушением нормального их питания, с застойными явлениями в определенных органах и системах и т. д. Стоячее положение наиболее распространено в производственной обстановке. Как проф. вредность в условиях немеханизированного производства оно часто связано с усиленной мышечной нагрузкой, особенно с подъемом и переноской тяжестей (грузчики, пекаря и т. д.). И часто пат. результаты, приписываемые стоячему П. т. в значительной степени зависят одновременно (или даже преимущественно) от чрезмерно интенсивного мышечного напряжения. Различные авторы связывают со стоячими П. т. следующие заболевания: плоскостопие, варикозное расширение вен, кифозы и кифосколиозы, genu val-gum и genu varum (т. н. «ноги пекарей»), соха valga («крестьянская нога»), энтероптоз, retro-versio, retrof lexio и descensus uteri и др. Несомненно, что имеющаяся в этой области советская статистика первых послереволюционных лет (особенно московских работников, группировавшихся вокруг Ин-та им. Обуха) значительно аггравирует патогенетическое значение этой проф. вредности, поскольку даже весьма незначительные отступления от «нормы» («патологическая пораженность») в ней трактуются как заболевания. Вместе с тем однако несомненно, что, помимо возможного влияния на развитие некоторых заболеваний, длительное стоячее положение (особенно когда оно действительно однообразно, т. е. исключено регулярное перемещение с места на место, ходьба или различные другие движения) вызывает значительное статическое напряжение большого числа мышц, находящихся в состоянии сокращения, а это в свою очередь связано со значительной добавочной затратой энергии (по опытам с определением кислородного обмена—на 10—25%) и значительным повышением мышечной утомляемости. Сидячее положение тела, если оно продолжается длительно без перерыва, и особенно если рабочий процесс требует при этом согнутого положения, также способствует в известной степени ряду нарушений здоровья. К таковым относятся обычно сдавливание грудной клетки, ухудшение кровоснабжения легких и раннее окостенение реберных хрящей, что способствует развитию tbc, особенно в юношеском возрасте (при этом следует однако подчеркнуть, что соответствующие статистические данные относятся обычно к капиталистическим странам в условиях, когда растущий организм работал непомерно длинный рабочий день, в условиях недоедания, недосыпания и неблагополучных жилищных условий, классическим примером чего являлись подростки швеи, и что поэтому решительному улучшению этих соц.-гиг. моментов в СССР следует приписать весьма важную, если не решающую роль в резком снижении tbc в данных профессиях); сколиозы и кифосколиозы; анемия на почве ослабления окислительных процессов; расстройство пищеварения; геморой; повышение внутрибрюшного давления и связанное с этим изменение положения внутренних половых органов у женщины, а главное их гиперемия и на этой почве дисменорея, метрорагии, усиление воспалительных процессов в матке, трубах, яичнике, тазовой клетчатке и т. д. Помимо стоячего и сидячего П. т. работа нек-рых профессий связана с самыми разнообразными другими неправильными П. т. лежа на спине или на боку (в шахтах и рудниках, при работе в трубах, котлах, цистернах, при ремонте различных крупных предметов, при мелком текущем ремонте автомобилей и др.), на коленях (паркетчики, полольщицы и др.), согнувшись (напр. формовщики в литейных) и т. п. Во всех этих случаях может возникать усиленное давление на определенные части тела с последствиями в виде омозолело-стей, бурситов, воспалений суставных сумок и т. д. а главное—нарушение нормального питания отдельных мышечных групп или внутренних органов. Однако необходимо учитывать, что весьма редко в данном случае имеет место длительное однообразное П. т. вне правильной позы, и поэтому и последствия его редко могут проявляться в сколько-нибудь серьезных проф. заболеваниях. При оценке П. т. как проф. вредности вообще недопустимо рассматривать его оторванно от других условий труда и быта, как это делают обычно буржуазные проф. гигиенисты. Расценивая эту проблему в советских условиях, необходимо указать, что она в значительной мере теряет свою остроту в обстановке 7-часового рабочего дня, 5- и 6-дневки и широкой механизации производства, «в первую очередь тяжелых и вредных работ» (из резолюции XVІ партконференции). Однако было бы неправильно считать, что весь вопрос этот совершенно уже «снят». Возможности устранения даже и незначительных источников проф. заболеваний уделяется сейчас серьезное внимание всей системой органов НКЗдр. и НКТруда. Особо следует подчеркнуть, что в данном случае особенно ясно сказывается тесная связь между охраной, организацией и производительностью труда. Так напр. в последнее время стулья Ин-та охраны труда были подвергнуты в ряде мест серьезным испытаниям в производственной обстановке. Под наблюдение были взяты лучшие рабочие-ударники, регулярно перевыполнявшие и до этого норму выработки на 12—50%. Наблюдения ставились в течение в среднем 16 дней при старом сиденьи и 10 дней на универсальном деревянном стуле Ин-та охраны труда. Все подопытные рабочие при переводе на новые стулья конструкции ИОТ дали зна- чительное повышение производительности, выразившееся в увеличении суточной выработки и уменьшении затраты времени на одну штуку изделия. что ясно видно из следующей таблицы:

Суточная I 3ат Р ата в Р е "

«о«^ ?„ мени на 1 шт. (I £т?Ж изделия ч (в штуьах) сеК уН дах ) При старом сиденьи Подбивщик (5 л.). I 3 877 5,48 Приставщик (12 л.)- • • I. 304 17. 75 Формовщик (20 Л.). 2 011,8 10,91 Универсальный стул Подбивщик (5 л.)' - • •. 1 4 750,8 Приставщик (12 п.). 1 487,8 Формовщик (20 л.). I 2 232,5 4,09 15,62 10,08 Таким образом эти опыты показали, что затрата времени на единицу изделия уменьшилась на 10—19,6%, а суточная выработка повысилась на 10,7—22,97%. Основные профилактические мероприятия. В отношении стоячих профессий основным требованием гигиены труда является создание для них условий, допускающих возможность перейти к работе сидя. Иногда это связано с реконструкцией оборудования, чаще же с гораздо менее сложными мероприятиями: перепланированием мастерской, освобождением места для стульев или рабочих сидений; индивидуальным приспособлением рабочего сиденья к особенностям станка; созданием передвижных или откидных сидений и т. д. В случае если все же временно никак невозможно обеспечить проведение работы сидя, то следует дать возможность рабочим регулярно садиться на время кратковременных перерывов, пропагандируя среди них лозунг «работаешь стоя — отдыхай сидя, • работаешь сидя—отдыхай стоя».—В отношении сидячих профессий прежде всего огромное значение имеет рациональная конструкция рабочего сидения. В СССР в наст, время Центральным ин-том охраны труда разработаны стандартные рабочие стулья, отвечающие всем основным физиол. и гиг. требованиям. Далее здесь весьма большую оздоровляющую роль может сыграть правильно поставленная физкультура (в частности т. н. физкультминутки, проводимые в короткие перерывы, примерно через каждый час работы, тут же в рабочем помещении). Наконец большое значение при сидячих работах имеет устранение связанных с ней добавочных вредностей. Так. напр. Центральным ин-том труда разработаны конструкции рабочих сидений на тракторе и ряде других сел.-хоз. машин, максимально ослабляющих сотрясение. Большое значение при гиг. рационализации сидячих работ имеет также устранение необходимости усиленно напрягать зрение для рассмотрения деталей и т. д.—В отношении работ, связанных с неправильным положением тела, в тех случаях, когда оно является постоянным или часто повторяющимся и продолжающимся достаточно долго, речь должна итти о коренной реконструкции производственного процесса или полной его механизации, полностью устраняющих данное положение тела. Лит.: БружесА. О конструкции машин с точки Зрения удобства их обслуживания, Гиг. труда, 1927, № 4; Гопяницкий И. Введение в социальную патологию хирургических болезней, М. 1925; о н ш е, Хирургические профессиональные болезни органов движения, М. а927;Духовский С, Школьные искривления спины, М-. 1,914; Журавлев М. Рационализация рабочего места, М. 1930; Зальцгебер О. Рационализация рабочей мебели на производстве, М. 1931; В ibergeil Е. Berufs- und Unfallkrankheiten der Bewegungsorgane, Stuttgart, 1913; Der Arbeitssitz, Sonderveroffentlichung des Reichsarbeitsblattes, В. 1929; First principles of industrial posture and seating, N. Y. 1926; Seats for workers in factories and workshops, L. 1920.С. Каплун. ПОЛОСКАНИЕ (collutorium, gargarisma), орошение полости рта или зева жидкостью с последующим выплевыванием ее. При П. полости рта (collutorium) жидкость переливается из одной части полости рта в другую благодаря движению щек, губ и языка при закрытом рте. При полоскании горла (gargarisma) жидкость приходит в бурлящее движение вследствие выдыхания воздуха при сокращенных мышцах глотки и закинутой назад голове. П. пользуются для местного воздействия на слизистую полости рта, зубы и зев. Оно применяется с лечебной целью при различного рода стоматитах, гингивитах и ангинах, с профилактической целью при инфекц. лихорадочных заболеваниях и с гиг. целью. Обычно для П. пользуются водными растворами, инфузами и декокта-ми из разных лекарственных средств. При назначении средств для П. необходимо заботиться о том: 1) чтобы они не оказывали вредного ре-зорптивного действия, 2) чтобы концентрация их была невысокая, т.к. многие из них, особенно вяжущие, в'высоких концентрациях оказывают уже прижигающее действие, 3) чтобы не портили зубов и не отражались на их цвете. Наиболее употребительные из П. следующие: 1) Антисептические: Sol. Ac. borici2—3%; Sol. Boracis 2—3%; Sol. Kalii chlorici 2—3% (осторожно!); Sol. Chloroformii 0,5%; Sol. Thymoli 0,1%; Sol. Aq. chloratae 10—20%. 2) Вяжущие: Sol. Ac. tannici 1—2%; Sol. Alum, acetici 1—2%; Sol. Zinci sulfur. 0,2— 0,5%; Sol. tinct. Myrrhae 2—10%; Inf. fol. Salviae 5,0—25,0: 100,0; Dec. cort. Quercus 10,0. 100,0; Sol. Argenti nitr. 0,1—0,5%; Sol. Kal. hypermanganici 0,05—0,1%; Sol. Hydrogen. hyperoxydati 1—3%; последние три средства кроме вяжущего имеют и дезинфицирующее свойство. 3) Обволакивающие или мягчительные: Dec. rad. Althaeae 5,0—-10,0. 100,0; Dec. sem. Lini 4,0—5,0:100,0; Inf. fol. Malvae 5,0. 100,0. 4) Освежающие: Sol. Ac. citrici 10%; Sol. aq. Menthae 25—50%. 5) Дезодорирующие: Sol. Kal. permangan. 0,05—0,1%; Sol. Hydrog. peroxyd. 1—3%. 6) Удаляющие слизь: Sol. Natr. bicarbon. 3%; Sol. Natr. chlorat. 3%. 7) Специфические: Sol. Hydrarg. bichlor. corr. 0,01— 0,03% (при люетических поражениях полости рта). При назначении П. можно разные средства комбинировать между собой. Иногда к ним прибавляют Tinct. Opii simpl. или Aq. Lauro-cerasi в качестве обезболивающих средств. Во избежание опасности отравления при случайном проглатывании раствора рекомендуется избегать применения для полоскания ядовитых средств (например бертолетовой соли или сулемы) и вовсе не назначать их детям и тяжело больным. А. Молчанов.

  • ПОЛОСТИ ТЕЛА . Сравнительная анатомия и эмбриология. У кишечнополостных животных, а также у плоских червей имеется лишь одна единственная внутренняя полость—кишечная, которая в этих случаях обыкновенно снабжена выростами или даже переходит в.
  • ПОЛОТЕБНОВ Алексей Герасимович (1839— 1907), первый русский профессор по кафедре кожных и вен. б-ней («дедушка» русской дерматологии). В 1864 г. окончил курс Медико-хир. академии, при которой был оставлен для дальнейшего усовершенствования.
  • ПОЛУДА . слой чистого олова или смеси олова и свинца, наносимый на поверхность металлических изделий для предохранения от окисления. На П.воздух и вода действуют очень мало, слабые растительные к-ты и жиры.
  • ПОЛУНИН Алексей Иванович (1820—88), видный патологоанатом своего времени, основатель и организатор кафедры пат. анатомии в Московском ун-те. Родился в бедной семье учителя г. Бежецка, в 1842 году окончил мед. факультет.
  • ПОЛЫНЬ . Artemisia, родовое название растений из сем. сложноцветных (Compositae). Среди многочисленных видов этого рода рас- Рисунок 1. Полынь цитварная. Рисунок 2. Полынь горькая. цитварная П. и горькая П. (рис.
  • положение тела 4 буквы:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Урок фехтования 4 буквы

    Урок фехтования 4 буквы Предварительный просмотр: Тема урока: «Буква о - ё после шипящих и ц». 4 класс. Тема урока: «Буква о - ё после шипящих и ц». Перечень используемых на данном уроке ЭОР.22 августа 2015

    Задавайте вопрос на ВикиКак
    Авиадвигателестроения
    Административное право
    Административное право Беларусии
    Алгебра
    Архитектура
    Безопасность жизнедеятельности
    Введение в профессию «психолог»
    Введение в экономику культуры
    Высшая математика
    Геология
    Геоморфология
    Гидрология и гидрометрии
    Гидросистемы и гидромашины
    История Украины
    Культурология
    Культурология
    Логика
    Маркетинг
    Машиностроение
    Медицинская психология
    Менеджмент
    Металлы и сварка
    Методы и средства измерений электрических величин
    Мировая экономика
    Начертательная геометрия
    Основы экономической теории
    Охрана труда
    Пожарная тактика
    Процессы и структуры мышления
    Профессиональная психология
    Психология
    Психология менеджмента
    Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении
    Социальная психология
    Социально-философская проблематика
    Социология
    Статистика
    Теоретические основы информатики
    Теория автоматического регулирования
    Теория вероятности
    Транспортное право
    Туроператор
    Уголовное право
    Уголовный процесс
    Управление современным производством
    Физика
    Физические явления
    Философия
    Холодильные установки
    Экология
    Экономика
    История экономики
    Основы экономики
    Экономика предприятия
    Экономическая история
    Экономическая теория
    Экономический анализ
    Развитие экономики ЕС
    Чрезвычайные ситуации Авто | Автоматизация | Архитектура | Астрономия | Аудит | Биология | Бухгалтерия | Военное дело | Генетика | География | Геология | Государство | Дом | Журналистика и СМИ | Изобретательство | Иностранные языки | Информатика | Искусство | История | Компьютеры | Кулинария | Культура | Лексикология | Литература | Логика | Маркетинг | Математика | Машиностроение | Медицина | Менеджмент | Металлы и Сварка | Механика | Музыка | Население | Образование | Охрана безопасности жизни | Охрана Труда | Педагогика | Политика | Право | Приборостроение | Программирование | Производство | Промышленность | Психология | Радио | Регилия | Связь | Социология | Спорт | Стандартизация | Строительство | Технологии | Торговля | Туризм | Физика | Физиология | Философия | Финансы | Химия | Хозяйство | Ценнообразование | Черчение | Экология | Эконометрика | Экономика | Электроника | Юриспунденкция
    Лучшие изречения: На первом курсе учится трудно первые несколько лет, потом будет легче! 2218 - | 1887 - или читать все. Примерный учебно-тренировочный урок по фехтованию на рапирах
    Читайте также:

    Четыре защиты фехтования. 06 Март 2015. Рейтинг: 5 / 5. Пожалуйста, оцените. Вращение тазом по фигуре «круг» (урок №16). Позвоночник и грудная клетка (анатомия урок №01). Защита от прямого удара рукой (видео-урок).

    Виды ТО и ремонтов по составу работ, срокам проведения (периодичности). Примерный состав работ по ТО
    Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Примерный список вопросов к итоговой аттестации.
    Особенности фехтования на рапирах
    Примерный график изотермы адсорбции
    Примерный индивидуальный план
    Примерный недельный тренировочный цикл
    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЧЕТ
    Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
    Примерный перечень вопросов к зачету
    Примерный перечень вопросов к зачету
    Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
    Примерный перечень вопросов к зачету.
    Состав занимающихся — молодые мужчины, имеющие вто­рой и третий спортивные разряды. Период — основной. Дли­тельность урока — 120 мин. Вводная часть —25 мин.
    Общая разминка:
    1. Построение, рапорт, строевые уп­ражнения на месте — 1—2 мин.
    2. Ходьба обыкновенная, на носках, на пятках, на наружной и внутренней частях стопы, скрестно, с высоким подниманием коленей, сопровождающаяся разными положениями рук и кор­пуса (руки за голову, на поясе, перед грудью, с поворотами корпуса), постепенно увеличивая амплитуду и интенсивность движений, — 3 мин.
    3. Бег в медленном и среднем темпе с изменением положе­ния тела и с добавочными движениями («семенящий», с высо­ким подниманием бедра, с доставакием пятками задней по­верхности бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, правым, ле­вым боком и спиной вперед) — 2—3 мин.
    4. Ходьба полувыпадами, а затем и выпадами с одновремен­ными взмахами рук попеременно /вверх-назад, с акцентирова­нием «заднего» толчка ногой — 20—30 сек.
    5. Ходьба полувыпадами и выпадами с поворотами корпуса влево и вправо при положении рук перед грудью, акцентируя движения рывками отводимого локтя — 20—30 сек.
    6. Стоя в кругу: приседания — на носках (руки на пояс), на всей ступне с выведением рук вперед, пружинистые приседания при параллельном положении ступней и при сильно разверну­тых носках — по 10—12 раз.
    7. Из положения ноги на ширине плеч кружение и переме­щения таза в разных направлениях (руки лежат пальцами на газобедренных суставах) —30 сек.
    8. Из положения руки в стороны, ноги врозь (пошире) — наклоны с попеременным доетаванием пальцами носка проти­воположной ноги, сначала не сгибая коленей, затем сгибая про­тивоположную наклону ногу и с пружинным приседанием на этой ноге —8—10 раз в каждую сторону.
    9. Из положения боксерской стойки (ступни параллельно): поочередные удары (по 4 раза) прямо, сбоку, снизу с резкими поворотами корпуса вокруг вертикальной оси — повторить 4 раза.

    • тренировочный обмен уколами в фехтовании. • вольный бой в боксе. • Бой в фехтовании. ScanwordHelper.ru - мы знаем слово которые вы не можете угадать Возникли проблемы?

    10. Из положения ноги на ширине плеч, руки свободно: по­переменные взмахи ногами вперед, назад, в стороны, сопровож­дая соответственными свободными движениями рук—по 6—8 раз каждое упражнение.
    11. Из положения выпада — пружинистые покачивания с переменой положения ног поворотами и прыжками (посте­пенно удлиняя выпад) — по 4—б раз на каждую ногу.
    12. Из положения высокого старта — имитационные движе­ния бега руками (ногами), из медленных движений к макси­мальным ускорениям, выполняемым по сигналу или самостоя­тельно (по 2—5 сек.),— 1 мин.
    Специальная разминка:
    1. Передвижения в боевой фехтовальной стойке: шаги впе­ред и назад в левой и правой стойке, полувыпады, выпады,
    атаки броском из разных положений и передвижений без ору­жия— 3—4 мин.
    2. Те же передвижения с оружием, сопровождая изменением позиций и положений оружия. Упражнении в переключении темпа от медленного легкого движения к быстрому (шаг впе­ред медленный и короткий—шаг вперед большой и быстрый; маленький выпад — полувыпад— полный выпад и после воз­вращения в боевую стойку маленький быстрый шаг назад и скачок назад; легкий медленный шаг вперед — максимально длинный и быстрый выпад; переходы от шага вперед, назад, к максимально быстрой атаке броском — «флеш» и тому подоб­ные движения) — 3—5 мин.
    3. Упражнения во вращении оружия усилием только одних пальцев, а также с полной амплитудой движения защиты пря­мые или круговые (гимнастика с оружием для овладения луч­шим управлением оружия). Те же движения оружием, сопро­вождая передвижениями и выпадами,— 2—3 мин.
    4. «Бой с тенью» из безостановочных лепких пружинящих передвижений: сначала 30 сек. потом 1 мин. потом 2 мин. В процессе «боя с тенью» выполняются всевозможные фехто­вальные движения и действия с воображаемым противником. Между такими «боями» делаются перерывы на 1—2 мин. во время которых .сообщаются замечания и задания, дается оцен­ка выполнения и пр.,— 5—6 мин.
    5. Ходьба с расслаблением мышц плеч и ног— 30—40 сек.
    Основная часть — 75 мин.
    1. Упражнения с парт­нером в двухшереножном построении: повторение и совершен­ствование простых защит: четвертая, шестая, седьмая, восьмая на месте, с шагом назад, с шагом вперед, сначала по заданию, а затем по усмотрению выполняющих защиты (в зависимости от подачи оружия партнером), с ответами прямо и в другие линии — 20 мин.
    2. Совершенствование простых атак прямо и переводом в шестую или четвертую линии на попытку партнера захватить оружие, или на его соединения, или на открывание линии уко­ла — 5—6 мин.
    Примечание: каждое из этих движений после хорошего выполнения развивается в схватку с прямыми движениями и с переменой линий.
    3. Выполнение круговых защит (шестой и четвертой) на действие партнера: батман—прямой укол. Затем: на пере­водное движение партнера—прямая защита и прямой ответ; на батман прямо-круговая защита и ответ или прямо, или с пе­реводом — 5—6 мин.
    4. Тренировка атак с удвоенным переводом (дубле) на по- j пытку переменить соединение и последующую круговую чет­вертую или шестую защиты. Дальнейшее развитие: защища­ющийся берет после круговой защиты еще и прямую и дает прямой ответ; атакующий может или пропустить этот ответ, или, взяв защиту, дать контрответ — 8—10 мин.
    5. Тренировка контратакующих действий прямым движени­ем или с переводом на попытку партнера атаковать с обманом или захватить оружие (с последующим защитным и ответным движениями) —4—6 мин.
    6. Соревновательные «контры»: один из партнеров защи­щается, другой старается поразить его с дальней дистанции, или простой атакой, или с удвоенным переводом (дубле). За­щищающийся берет только круговые защиты. Каждый из парт­неров считает, сколько раз он сделает укол из десяти атак, по | 3 серии каждый,— 5—7 мин.
    7. Учебные вольные бои в медленном темпе с задачей на многократные действия оружием и на непрерывность действий до нанесения одним из фехтовальщиков полноценного укола. Через 6—7 мин. смена партнеров. Провести два таких боя — 14—16 мин.
    8. Соревновательные бои в течение 3 мин.— выигрывает тот, кто за это время нанесет больше уколов. Такие бои проводят­ся трижды с разными партнерами—11—12 мин.
    9. В парах: поочередные простые атаки в замедленном темпе с хорошей точностью—10 раз.
    Заключительная часть — 20 мин. (в спортивных костюмах без оружия).
    1. Медленный бег с попутными движениями на расслабле­ние рук и ног — 2—3 мин.
    2. Стоя в кругу: упражнения в чередовании напряжения и полного расслабления (сильно вытянуть руки вверх, затея с наклоном вперед полностью расслабить плечи и руки); в по­ложении ноги врозь на ширине плеч корпус слегка наклонен вперед — попеременное расслабление правой и .левой рук; по­переменное расслабление правой и левой ноп— 1—2 мин.
    3. Упражнения в растягивании мышц задней поверхности бедер. Из положения ноги широко врозь, не сгибая коленей, достать попеременно одним и другим предплечьем до пола, пружинно покачиваясь в наклоне,— 30—40 сек.
    4. Сидя на гимнастической скамье, отклоны с прогибом назад и возвращение в исходное положение. Руки последова­тельно на поясе, за голову, вверх; ноги закреплены зацепом за скамью, стоящую впереди, или удерживаются товарищем — до утомления.
    5

    Видео уроки: Учим буквы русского алфавита. Детям от 4 лет. Интерактивные видео уроки. Учим буквы - Буква А. Видео для детей от 4х лет. Урок: 1.

    Результаты поиска: 4 буквы. 8 букв. ЭСТОКАДА. Прямой перпендикулярный удар рапирой, шпагой, эспадроном при фехтовании.

    Физика 9 класс - § 1

    Страница 2 из 12

    § 1. Основные понятия механики

    1. Механическое движение — один из самых распространенных и легко наблюдаемых видов движения. Примерами механического движения могут служить: движение транспорта, деталей машин и механизмов, маятника и стрелок часов, небесных тел и молекул, перемещение животных и рост растений и т. д.

    Механическим движением называют изменение положение тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

    2. Одно и то же тело может, оставаясь неподвижным относительно одних тел, двигаться относительно других. Например, сидящие в автобусе пассажиры неподвижны относительно корпуса автобуса и движутся вместе с ним относительно людей на улице, домов, деревьев (рис. 1). Таким образом, когда говорят о движении какого?либо тела, необходимо указывать тело, относительно которого это движение рассматривается.

    Тело, относительно которого рассматривается движение тел, называют телом отсчета.

    3. Положение тела в пространстве можно определить с помощью координат. Если тело движется вдоль прямой линии, например бегун на короткой дистанции, то его положение на этой линии можно характеризовать только одной координатой x. Для этого с телом отсчета связывают систему координат, состоящую из одной координатной оси OX (рис. 2).

    Если тело совершает движение в пределах некоторой плоскости, например футболист на поле, то его положение определяют уже с помощью двух координат x и y. а система координат в этом случае состоит из двух взаимно перпендикулярных осей: OX и OY (рис. 3).

    Когда рассматривается движение тела в пространстве, например движение летящего самолета, то система координат, связанная с телом отсчета, будет состоять из трех взаимно перпендикулярных координатных осей: OX. OY и OZ (рис. 4).

    При движении тела его координаты изменяются с течением времени поэтому, необходимо иметь прибор для измерения времени — часы.

    Тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для измерения времени образуют систему отсчета.

    Любое движение рассматривается относительно выбранной системы отсчета.

    4. Изучить движение тела — значит определить, как изменяется его положение, т. е. его координата с течением времени. Если известно, как изменяется координата тела со временем, можно определить его положение (координату) в любой момент времени.

    Основная задача механики состоит в определении положения (координаты ) тела в любой момент времени.

    Чтобы указать, как изменяется положение тела с течением времени, нужно установить связь между величинами, характеризующими это движение.

    Раздел механики, изучающий способы описания движения тел, называют кинематикой.

    5. Любое тело имеет определенные размеры. При движении части тела, например пол и потолок лифта, занимают различные положения в пространстве. Возникает вопрос, как же определить координаты тела? В целом ряде случаев нет необходимости указывать положение каждой точки тела.

    Например, все точки лифта (рис. 5) движутся поступательно, т. е. при движении описывают одинаковые траектории. Напомним, что траектория — это линия, вдоль которой движется тело.

    Поскольку при поступательном движении все точки тела движутся одинаково, то нет необходимости описывать движение каждой его точки в отдельности.

    Можно также не делать этого и при решении таких задач, когда размерами тела можно пренебречь. Например, чтобы определить, с какой скоростью влетает в ворота футбольный мяч, не нужно рассматривать движение каждой точки мяча. Если же мяч попадает в штангу ворот, то пренебрегать его размерами уже нельзя. Другой пример. Вычисляя время движения космического корабля от Земли до космической станции, корабль можно считать материальной точкой. Если же рассчитывается режим стыковки корабля со станцией, то размерами корабля пренебречь нельзя.

    Таким образом, для решения ряда задач, связанных с движением тел, вводят понятие материальной точки.

    Материальной точкой называют тело, размерами которого в данной задаче можно пренебречь.

    В приведенных выше примерах материальной точкой можно считать футбольный мяч при расчете скорости с которой он влетает в ворота, космический корабль при определении времени его движения.

    Материальная точка — это физическая модель реальных объектов, реальных тел. Полагая, что тело является материальной точкой, мы пренебрегаем несущественными для решения конкретной задачи признаками, в частности размерами и формой тела.

    6. Понятие пути вам хорошо известно. Напомним, что путь — это расстояние, пройденное телом вдоль траектории.

    Путь обозначают буквой l. единицей пути в СИ является метр (1 м ).

    Положение тела через некоторый промежуток времени можно определить, зная траекторию движения, начальное положение на траектории и пройденный им за этот промежуток времени путь.

    Если же траектория движения тела неизвестна, то его положение в некоторый момент времени определить нельзя, поскольку один и тот же путь тело может пройти в разных направлениях. В этом случае необходимо знать направление движения тела и расстояние, пройденное в этом направлении.

    Пусть в начальный момент времени t0 = 0 тело находилось в точке A (рис. 6), а в момент времени t — в точке B. Соединим эти точки и на конце отрезка в точке B поставим стрелку. В этом случа стрелка указывает направление движения тела.

    Перемещением тела называют направленный отрезок (вектор), соединяющий начальное положение тела с его конечным положением.

    В данном случае — это вектор.

    Перемещение — величина векторная. имеет направление и числовое значение (модуль). Обозначается перемещение буквой s. а его модуль — s. Единица перемещения в СИ, как и пути, —метр (1 м ).

    Зная начальное положение тела и его перемещение за некоторый промежуток времени, можно определить положение тела в конце этого промежутка времени.

    Следует иметь в виду, что перемещение в общем случае не совпадает с траекторией движения тела, а модуль перемещения — с пройденным путем. Например, поезд отправился из Москвы в Санкт?Петербург и вернулся обратно. Расстояние между этими городами равно 650 км. Поэтому путь, который проехал поезд, составляет 1300 км, а перемещение равно нулю. Совпадение модуля перемещения и пройденного пути имеет место лишь при движении тела по прямолинейной траектории в одну сторону.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что называют механическим движением?

    2. Что называют системой отсчета? Зачем вводят систему отсчета?

    3. В чем состоит основная задача механики?

    4. Что называют материальной точкой? Зачем вводят модель материальной точки?

    5. Можно ли, зная начальное положение тела и путь, пройденный им за некоторый промежуток времени, определить положение тела в конце этого промежутка времени?

    6. Что называют перемещением? Чем отличается перемещение тела от пройденного пути?

    1. Автомобиль, движущийся по прямолинейному участку дороги, остановился в точке A (рис. 7). Каковы координаты точки A в системе отсчета, связанной: а) с деревом (точка O ) на обочине дороги; б) с домом (точка B )?

    2. При решении каких из приведенных задач изучаемые тела можно принять за материальные точки:

    — рассчитать расстояние между Землей и Луной;

    — рассчитать расстояние, которое проедет автомобиль за 2 ч;

    — рассчитать скорость вращения вала электродвигателя;

    — рассчитать время обгона автомобилем колонны грузовых автомобилей;

    — рассчитать время движения спортсмена, пробегающего дистанцию 400 м?

    3. Человек обходит по периметру квадратный участок, сторона которого 10 м. Чему равны путь, пройденный человеком, и модуль его перемещения?

    4. Мяч падает с высоты 2 м и после удара о пол поднимается на высоту 1,5 м. Чему равны путь мяча за все время движения и модуль его перемещения?

    Задачи обучения письму 4 Организационные и гигиенические условия обучения письму 8 Приемы обучения письму букв 11 Типичные ошибки в написании букв у п

    2. Организационные и гигиенические условия обучения письму 8

    3. Приемы обучения письму букв 11

    4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 13

    5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” 15

    6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19

    Список литературы 30

    Введение

    В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.

    При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из них являются следующие:

    1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.

    2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.

    3. Обведение образца буквы (копировальный прием).

    4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.

    5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.

    6. Письмо под счет.

    7. Прием показа ошибочного написания.

    Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.

    В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являются основными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии с букварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а для учащихся служат образцом, в котором нет ошибок.

    В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это его безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв.

    Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку, помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качеством каллиграфического письма.

    Данная тема достаточно широко освещается как в методической педагогической литературе, так и в периодических изданиях, особенно в журнале «Начальная школа». Из методической литературы хочется выделить такие труды как «Методика обучения русскому языку в начальных классах» группы авторов Рамзаевой Т.Г. Львова М.Р; «Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения» под ред. Соловейчика.М.С.; «Методика преподавания русского языка в начальных классах» группы авторов Львова М.Р. Горецкого В.Г. Сосновской О.В.

    Предлагаемая работа состоит из шести глав, которые рассматривают не общие аспекты чистописания, но также как и общую методику каллиграфической работы, так и новинки, внедряемые в свою практику некоторыми учителями начальных классов. Некоторые новые методики будут как рассмотрены в данной работе, так и показаны их применение на практике.

    1. Задачи обучения письму

    В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники должнаы:

    а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;

    б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;

    в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;

    г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;

    д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

    Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма» пишут эту букву и слова с ней.

    Такой порядок письма приводит к нарушению принципе генетического: нет постепенного перехода от «легких» букв к «трудным». Первая буква, которую дети пишут,— буква а,— не является самой легкой по начертанию. Самыми легкими для письма, вероятно, должны быть признаны буквы и, ш, о, л. Можно было бы также определить градацию легкости и трудности букв по их соединениям с другими буквами.

    Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

    Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма,

    Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил — графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.

    Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе — лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели.

    Следовательно, чем скорее дета будут в состоянии осознать и осуществить эту цель — передачу на письме собственных мыслей,— тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце — два или даже три небольших предложения.

    Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт.

    Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.

    Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.

    Велико значение как для письма, так и для чтения также и общего речевого развития школьника: богатства словаря, умения .строить предложения, разнообразия используемых синтаксических конструкций, логических связей в связной речи. Позднее, когда дети уже овладеют более или менее устойчивым навыком письменного выражения собственных мыслей, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, на мышление, на процесс выражения мыслей в речевых формах.

    Вернемся, однако, к двигательной стороне письменного навыка. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

    а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

    б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);

    в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;

    г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.

    Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке? плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой.

    Но в период обучения грамоте учитель не может еще ставить перед учащимися такой задачи. Здесь зрительный образ каждой буквы определяет порядок ее начертания. Прежде чем писать букву, ученик мысленно представляет себе, как он ее напишет, а нередко делает нужные движения рукой без бумаги — «обводит» букву в воздухе. Ученик копирует образцы букв, анализирует их состав, устно говорит, в каком порядке он «чертит» букву; учительница садится рядом с учеником, берет его руку в свою и пишет букву (или буквы) его рукой, передавая таким образом ему свое умение.

    Двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), в отличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7—9 лет обучения. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к .концу восьмилетней школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной мере.

    В период обучения грамоте ребенок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, а неизбежные на этом этапе неудачи переживаются школьником очень остро.

    К концу букварного периода учащиеся успевают в течение урока записать до 20 слов, т. е. приблизительно до 100—120 знаков или письменных букв (если учесть, что непосредственно письмо на уроке занимает примерно 2 /3, времени, т. е. 30 минут, то скорость письма составляет примерно до четырех букв в минуту).

    2. Организационные и гигиенические условия обучения письму

    Основным орудием письма в школе является авторучка, причем, как правило, шариковая. Дополнительные .орудия — мел (для письма доске), а также карандаш, обычно с мягким графитом.

    Пишут учащиеся в тетрадях и на доске. Очень существенным является вопрос о разлиновке тетрадей. И в нашей стране и за рубежом использовались в разное время самые разнообразные способы разлиновки тетрадей для обучения первоклассников:

    от совершенно гладкой бумаги, лишенной какой-либо разлиновки, до тройной линии с густой наклонной сеткой.

    В настоящее время в школе приняты тетради с двумя линиями:

    Соответствующим образом подготавливается и классная доска, которая используется в I классе. В тетрадях с двумя линейками дети пишут в течение всего первого года, а со II класса переходят на одну линию.

    Ведение тетради воспитывает у детей аккуратность, они привыкают оставлять поля, соблюдать строчку, выдерживать одинаковые размеры букв, тщательно, симметрично располагать текст на строчках, ясно и четко выделять заголовки, рационально использовать пространство листа.

    Школьник заводит две тетради: в одной выполняются работы текущего дня, а другая находится на проверке у учителя. На обложке тетради делается надпись: «по письму» (во втором полугодии — «по русскому языку»). В тетради имеется листок промокательной бумаги, он подкладывается во время письма под руку, чтобы не пачкалась бумага. Учитель делает записи в тетрадях учащихся красными чернилами, отчетливо, по образцам прописей. Записи учителя в детской тетради — это исправления, замечания, а если нужно (при индивидуализированном подходе) — задания и образцы прописей букв, их сочетаний.

    Согласно современным образцам-шрифтам, дети обучаются наклонному письму под углом в 65° к строке. Наблюдения показали, что именно такой наклон благоприятствует скорописи. Такой наклон при письме определяется самим механизмом движения пишущей руки, а также наиболее удобным положением тетради на парте, на столе. Письмо с наклоном затрудняет некоторых учащихся. Многие пишут перпендикулярно строке; некоторые делают наклон, неодинаково, в их тетрадях буквы «падают». Поэтому учитель должен объяснить детям, чем отличается наклонное расположение букв от прямого.

    Обучая детей наклонному письму, учитель с первых дней в школе следит, чтобы тетрадь на парте лежала под углом в 25°, чтобы в ходе письма кисть находилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече. При этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе, придерживая его. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего. По мере заполнения страницы, тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнему находится напротив центра груди пишущего.

    Велика роль доски в обучении письму. На черном или темно-коричневом фоне доски учитель и дети пишут, как правило, белым мелом (для "подчеркивания и выделения букв, слогов используются цветные мелки). В I классе на доске делается разлиновка, которая совпадает с разлиновкой страницы в тетради. Нередко бывает, что на доске школьники пишут хуже, чем в тетрадях, так как у них быстро устает поднятая рука, они плохо придерживаются строки, буквы оказываются разной величины. Поэтому приходится специально обучать детей письму на доске, в том числе и в индивидуальном порядке, после уроков. В период обучения грамоте не рекомендуется вызывать детей для письма на доске образцов букв, так как эта задача для них непосильна. Образцы пишет учитель.

    В период обучения грамоте наблюдения учителя за правильной посадкой, за положением тетради, за тем, как школьник держит ручку (тремя пальцами), каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием между тетрадью и глазами пишущего, за линией спины — задача огромной важности, от ее решения зависит очень многое в дальнейшем обучении письму, а также и в здоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения.

    Помимо общих правил письма, в школе соблюдаются еще некоторые гигиенические требования: соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, во избежание нарушений осанки. Парта подбирается в соответствии с существующими нормативами, по фабричному номеру (по маркировке). Расстояние от первой парты до доски — не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м. Свет падает с левой стороны сидящих учеников- Освещенность на поверхности парты — 75—80 люксов. У доски должны быть дополнительные светильники с отражателями. Высота доски нижнего края — 85 см от пола, доска матовая.

    Бумага в тетради матовая, белая, цвет обложки и промокательной бумаги мягкий голубой, желтый, розовый или фиолетовый, цвет чернил обеспечивает контрастность изображения.

    Продолжительность непрерывного письма в период обучения грамоте не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны переменить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например на доску.

    Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность обучения и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.

    3. Приемы обучения письму букв

    Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.

    Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.

    В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.

    В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,—в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

    Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.

    При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?

    Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.

    Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

    4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

    1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

    Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

    2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей;

    горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:

    пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

    3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

    4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо да .

    Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

    Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.

    Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

    а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;

    б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;

    в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:

    а) недостаточная округлость полуовалов;

    б) полуовалы закруглены чрезмерно;

    в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;

    г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

    5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству”

    Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

    С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.

    Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.

    Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

    Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:

    Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

    Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

    Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

    Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

    Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

    Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

    Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

    Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

    Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

    Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

    Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

    6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски

    В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним и низким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило, сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к перегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма.

    В результате невозможности постепенной качественной отработки написания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной для букварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверного начертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычно исправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий.

    Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный процесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственной прописи.

    Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики с использованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решить проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этой целью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обучения письму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашних условиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия перед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письму с заданиями прописанными по усмотрению учителя.

    Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их написания в процессе многократного повторения с использованием элементов занимательности.

    Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для первоклассников умений и навыков.

    Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям, превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном порядке, а не в порядке их изучения.

    В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки, проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры, изученные на уроках математики.

    Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.

    Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой.

    Работа по изучению начертательной техники буквы проводится в несколько этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и направление письма (точки, черточки, стрелочки).

    Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие — «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.

    Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)

    По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение, еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные), расположенных рядом.

    Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски.

    Тема урока: Письмо строчной буквы б .

    1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения устных заданий.

    2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с использованием прописи-раскраски.

    1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.)

    Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех?

    А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке?

    Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б ?

    Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное полотно. Какие звуки обозначает буква б?

    В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды?

    2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске.

    — На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы будем искать в прописи-раскраске?

    Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда разгадаете мою загадку:

    Шевелились у цветка,

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.

    Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номер странички.

    3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука |б|.

    — Произнесите звук, выделенный в нашей схеме.

    Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?

    Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы.

    4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной посадке во время письма.

    5) Ознакомление со строчной буквойби ее элементами.

    — А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны.

    Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так решили?

    Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке они пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.)

    Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затем последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой схемой.

    6) Упражнение в написании буквыби ее элементов в плоскости рисунка прописи-раскраски.

    — Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящего в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться в написании новой буквы.

    Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, так как он является первым элементом строчной буквы 6.)

    Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.

    Теперь пропишите прямые линии с плавным поворотом вправо. Обязательно начинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужно писать снизу вверх!

    А теперь нам нужно нанести узор на нижнее крылышко нашей бабочки. Этот узор будет состоять из очень красивых (букв б ). Давайте еще раз пропишем букву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки.

    А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышко бабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько букв самостоятельно.

    Не забудьте, что первый элемент у буквы б — это овал! Начинайте писать с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчную букву б. еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковой схемой.

    Кто закончит узор на крыльях бабочки, может обвести рисунок цветными ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисунок вы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно!

    7) Соотнесение буквыб со звуками |б| и |б'|.

    — Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки? Какие звуки обозначает буква б?

    Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведите строчную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям.

    1) Разучивание новой физкультминутки «Бабочка».

    Спал цветок и вдруг проснулся.

    Больше спать не захотел.

    Взвился вверх и полетел.

    Утром солнышко проснётся

    Бабочка кружит и вьется

    Шевелятся у цветка

    Все четыре лепестка!

    — В кого мы с вами сейчас превратимся?

    Разучим слова и движения физкультминутки.

    2) Игра «Твердый-мягкий» (с приседаниями).

    3) Заключительное упражнение.

    4.Повторение и закрепление изученного.

    Письмо строчной буквы б. слогов и слов с буквой б в тетради или программной прописи.

    Заключение

    Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.

    Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.

    Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.

    У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

    Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.

    Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.

    Список литературы

    Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М. 1999.

    Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М. 1973.

    Закожурникова М.Л. Костенко Ф.Д. Рождественский И.С. МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М. 1996.

    Львов М.Р. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М. 2000.

    Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М. 1988.

    Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М. 1990.

    Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М. 1996.

    Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. –М. 1993.

    Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М. 1979.

    Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. –М. 1993

    Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.

    Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.

    Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001

    Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999

    Похожие работы: М. В. Малинкина протокол№4 от «11» мая 2011г мая 2011 г. Программа

    задачу урока. Осуществлять ре­шение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать написаннуюбукву.

    Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни кзибож» в рамках фгос «Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности»

    первоклассников. гигиеническиеусловияобучения и другие. Между тем в реальной образовательной практике имеется противоречие, заключающееся в несоответствии организационно. обучения (методический блок), прежде всего обучения подростков. В письме.

    Задача педагогов

    обучениюписьму. задача учителя. Ошибки. гигиеническом. организационных. первоклассников появляется 9 класс, который их опекает. Каждый девятиклассник «получает» первоклассника. 11. DE–79117 Freiburg, www.eos-ep.de Первоисточники Написанные.

    Задачи. реализуемые в образовательной программе направлены: на формирование общей культуры обучающихся

    Письмо. Письмобукв. буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических. условий для решения задачобучения.

    Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Письмо. Письмобукв. буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических. условий для решения задачобучения.