Софт-Портал

древнее осадное орудие 5 букв

Рейтинг: 4.2/5.0 (972 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Осадное оружие античных времен

Осадное оружие античных времен

Античные виды вооружения быстро совершенствовались, предоставляя многочисленным армиям использовать в сражениях все новые и новые возможности. Но с изобретением укреплений использование тактического оружия было весьма затруднено – спрятавшийся за стенами крепостей и городов противник вел успешный обстрел наступающих, тогда как добраться до него без многочисленных потерь не представлялось возможным. Именно тогда и было изобретено осадное оружие, которое позволяло не только разрушать стены укреплений, но и наносить ощутимый урон неприятелю, находившемуся под его защитой.

Осадные орудия античности

Осадные башни были изобретены еще в Древней Греции. Они представляли собой специально оборудованное сооружение, позволяющее защитить осаждающие войска от града стрел и камней, которые бросали со стен укреплений обороняющиеся солдаты. Следует отметить, что осадные башни имели специальную платформу, оснащенную колесами, что позволяло подкатить сооружение вплотную к крепости неприятеля.

Но самым распространенным осадным оружием, конечно же, был таран. С его помощью можно было пробить ворота укрепления или проделать брешь в стене для того, чтобы внутрь могла прорваться пехота. Также в процессе захвата вражеских укреплений использовались специальные щиты, позволяющие прикрыть несколько лучников или воинов, несущих таран, от боеприпасов, которые сбрасывали на неприятеля обороняющиеся.

Существуют свидетельства того, что армии Александра Македонского в процессе осады использовали специальные осадные устройства – буравы, с помощью которых можно было просверлить достаточно большие отверстия в стенах вражеских укреплений, нарушив таким способом их несущую способность.

Изобретателем такого вида вооружения считается Диад – механик, который служил у великого римского полководца. Именно ему принадлежит несколько оригинальных идей относительно ведения осады, которые впоследствии обеспечили победоносное шествие Македонского по античному миру.

Метательные осадные орудия

Но все же одним из основных видов осадного оружия была катапульта, а также различные ее модификации. В частности, история свидетельствует о том, что в античных сражениях, при которых велись осады крепостей, использовались скорострельные баллисты, онагры, камнеметательные палинтоны, оксибелесы и полиболы. С помощью такого осадного вооружения можно было доставлять боеприпасы на достаточно большое расстояние.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что с изобретением греческого огня катапульта превратилась в весьма грозное и опасное для осажденных войск оружие, поскольку с ее помощью можно было поджечь укрепление изнутри, вынудив таким образом солдат неприятеля покинуть позиции.

древнее осадное орудие 5 букв:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Древнее осадное орудие, 8 букв, 5 буква - И, сканворд

    Древнее осадное орудие, 8 букв, 5 буква «И», сканворд

    Слово из 8 букв, первая буква - «Б», вторая буква - «А», третья буква - «Л», четвертая буква - «Л», пятая буква - «И», шестая буква - «С», седьмая буква - «Т», восьмая буква - «А», слово на букву «Б», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

    Б А Л Л И С Т А

    Другие значения этого слова:
    • Сканворды
    • Кроссворды
    • Кейворды
    • Судоку
    • Поисковик сканвордиста
    • Словарь кроссвордиста
    • Смешные анекдоты
    • Решать анаграмму онлайн
    • Помощник в решении анаграмм
    Случайный анекдот:

    - Что такое двойной облом?
    - Это когда Ваш телевизор принимает всего две программы, утром Вы его включаете, а там на одной Витас, а на другой телепузики.

    Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

    Поиск Слов

    — автор сценариев индийских фильмов «Бродяга», «Господин 420»

    — шах Ирана с 1587

    — опера азербайджанского композитора У. А. Г. Гаджибекова «Шейх. и Хуршид Бану»

    — индийский писатель и шах Персии

    — наиболее могущественный шах Персии

    — при этом шахе Персия достига могущества

    — индийский кинорежиссер и шах Персии

    — индийский писатель и кинорежиссер

    — наиболее магущественный шах Персии

    — персидский шах правил в 16-17 веке

    — при этом шахе Иран достиг могущества

    — индийский кинорежиссер и шах Ирана

    — истинный католик в чине

    — католический священник во Франции

    — настоятель мужского католического монастыря

    — церковнослужитель католической церкви

    — настоятель католического монастыря

    — игумен с французской пропиской

    — именно такой сан носил учитель Онегина

    — духовное звание, которое присвоил себе граф Монте-Кристо

    — кем был Фариа — друг Эдмона Дантеса?

    — Арамис как духовное лицо

    — дени Дидро в начале карьеры

    — титул литературного Д`Эрбле

    — святой сан католиков

    — арамис, сменивший шпагу на крест

    — игумен у католиков

    — католик, имеющий сан

    — сан учителя Евгения Онегина

    — коллега патера и кюре

    — духовное звание Фариа

    — французский собрат нашего игумена

    — у нас игумен, а кто во Франции?

    — батюшка католического монастыря

    — католический духовный наставник

    — арамис на службе, но не военной

    — кем был Фариа друг Дантеса?

    — сан у католиков

    — настоятель католических монахов

    — роман Вальтера Скотта

    — служитель католической церкви

    — арамис, но не со шпагой, а с крестом

    — игумен на французский манер

    — «духовный Сан» Монте Кристо

    — с него начинается любой роман

    — слово, которое на молодежном сленге может означать и «крах, конец всему», и выражение высшего одобрения, и выражение досады и раздражения

    — смысловая часть текста из одного или нескольких предложений, обычно выделяемая при письме и наборе отступом первой строки

    — текст между двумя отступами с красной строки

    — отступ в начале строки

    — отступ в начальной строке текста

    — часть текста, представляющая собой смысловое единство

    — отступ в тексте

    — отступ в строке

    — красная строка в тексте

    — текст между красных строк

    — от красной строки до красной

    — часть текста, выделенная отступом

    — между красных строк

    — кусок текста между красных строк

    — между двух красных строк

    — между фразой и главой

    — текст между красными строками

    — пустошь в начале текста

    — советская рок–группа, в которой играли Крусанов и Рыбин

    — в анекдотах о евреях — муж Сарры

    — имя арапа Петра Великого

    — имя мужчины, в том числе и Бориса Березовского, говорящее о том, что он отец всех народов

    — мужское имя: (еврейское) великий отец народов

    — имя кинорежиссера по фамилии Роом

    — режиссер Роом по имени

    — имя российского военного и государственного деятеля по фамилии Ганнибал

    — персонаж оперы французского композитора Ш. Гуно «Ромео и Джульетта»

    — имя кинорежиссера Роома

    — еврейский герой русских анекдотов

    — персонаж произвединия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

    — анекдотичный муж Сары

    — муж Сары из анекдотов

    — муж Сары в анекдотах

    — Ибрагим на еврейский манер

    — имя арапа Ганнибала

    — имя Ганнибала при Петре I

    — ибрагим, принявший иудаизм

    — герой анекдотов про евреев

    — отец Владимира Этуша

    — обычное имя для еврейского мальчика

    — еврейский аналог мусульманского Ибрагима

    — имя для Рабиновича

    — герой анекдотов о евреях

    — настоящее имя Авраама Руссо

    — еврей из русских анекдотов

    — истинно еврейское мужское имя

    — анекдотич. муж Сары

    — самое нормальное еврейское мужское имя

    — обычное имя героя еврейских анекдотов

    — достойное имя для достойного еврея

    — имя режиссера Роома

    — анекдотический муж Сары

    — папа Владимира Этуша

    — абраша ставший взрослым

    — взрослый тезка Абраши

    — хорошее имя для еврейского юноши

    — еврейское мужское имя

    — известное мужское имя

    — обычное имя для еврейского юноши

    — имя Ганнибала при Петре 1

    — еврей в анекдотах

    — супруг Сары в анекдотах

    — еврей, герой анекдотов

    — подходящее имя для еврейского юноши

    — нормальное имя для еврейского юноши

    — супруг Сары из анекдотов

    — полная форма имени Антошка

    Стенобитное бревно или таран

    Стенобитное бревно или таран

    Таран – это древнее орудие, служившее для разрушения твердых и жестких конструкций. Использовался как на суше, так и на боевых кораблях. Орудие оковывалось бронзовым или железным наконечником, что повышало его боевые характеристики.

    Конструкция тарана, применяемого на суше

    На суше таран использовался в качестве стенобитного орудия при осаде городов. С его помощью разрушали стены, башни, ворота и другие фортификационные конструкции. Представлял таран из себя стенобитное бревно, обладавшее ограниченной подвижностью. Приводилось в действие следующим образом:

    • вручную – воины, несущие бревно, с разбега ударяли им в цель, например, в ворота. Если разрушить цель не удавалось, то процесс повторялся, или, в случае пассивности защитников, бревно раскачивали руками и таранили цель.
    • механически – окованное бревно подвешивалось с помощью цепей или канатов к специальной раме. Рама доставлялась к крепостной стене или воротам. Воины раскачивали бревно, и оно на излете наносило удары под некоторым углом в цель.

    Для использования тарана требовались специально обученные воины. Количество солдат, обеспечивающих подобную атаку, доходило до 100 человек.

    Чтобы довести таран до крепостных стен и сберечь как можно больше солдат, которые обеспечивали его боеспособность, устраивали навесы. Навесы эти ставили на колеса, что несколько облегчало транспортировку. В чертежах и картинах, сохранившихся с тех времен, можно увидеть многоэтажный навес (иногда на 4 этажа). На каждом из этажей навеса располагался свой таран.

    Такое приспособление служило для пролома фортификационного сооружения сразу в нескольких местах. Хотя возможность использования многоэтажных навесов достаточно сомнительна, т.к. вес подобной конструкции и громоздкость могли представлять непреодолимую трудность на поле боя.

    Осадные орудия: разрушение стен тараном

    У осаждающих город или крепость воинов были две очень тяжелые задачи. Первая - дотащить таран, часто по пересеченной местности, до места его использования. Вторая – выжить под осажденными стенами, одновременно приводя таран в действие. Осаждаемые очень редко не оказывали никакого противодействия осадным машинам. В случае использования тарана они противодействовали следующим образом:

    1. спускали на веревках мешки, набитые мякиной или шерстью, под оголовок тарана, смягчая тем самым удар;
    2. спускали со стен канат с железными зубцами на конце, чтобы ловить им таран;
    3. атаковали таран, сбрасывая на него со стен камни, поливая кипящими нечистотами, смолой, маслом, пытались поджечь;
    4. уничтожали воинов, обеспечивающих функционирование тарана, целенаправленно отстреливая их со стен и бойниц;
    5. делали вылазки за крепостные стены, уничтожая подвижные конструкции осадной машины и живую силу противника;
    6. выкапывали на подходах к городу ловчие ямы, заливали поля перед крепостными стенами водой, все это усложняло перемещение тарана;
    7. если таран везли тягловые животные, то перед стенами осажденные разбрасывали остро заточенные звездочки (по типу противотанковых шипов), которые впивались в незащищенную подковой часть копыта и приносили неудобство, а иногда и боль животному, что также затрудняло перемещение тарана под стены.

    Считается, что осадное орудие таран изобретено карфагенянами. Во время осады города Кадиса (Испания) воины разбили бревном строение. Это увидел мастер-корабел Пефасмен. Он и предложил подвесить бревно к укрепленной раме. С помощью его изобретения удалось разрушить стены Кадиса. В записях историков тех времен есть огромное количество записей об использовании тарана и зарисовок его конструкций.

    Стенобитное бревно в средневековых осадах

    Вегеций (автор IV века н.э.), рассматривая этимологию названия осадного орудия «таран», сделал вывод, что оно происходит от слова «баран» (рассматривались латинские слова). Таран копирует тактику хода нападения этого животного, что и навело Вегеция на подобные мысли.

    В средние века, таран вручную использовали только разбойники и мародеры при осаде мелких усадеб. При полноценной осаде использовался только таран с навесом. Навес получил название «черепаха», поскольку кто-то усмотрел, что раскачивающийся таран похож на черепаху, которая выдвигает и прячет голову в панцирь. Чаще всего массивные наконечники для таранов выполнялись в виде головы барана.

    Под стены осажденной, например, крепости, подкатывался на колесах таран. Представлял он из себя бревно, подвешенное на цепи, с навесом, покрытым сырыми кожами. Бревно заканчивалось конусом, который был обит железом. Таран раскачивали скрытые под навесом воины. Оголовок бился в стену. После того, как камни стены расшатывались, оголовок тарана снабжали железным серповидным приспособлением, которое должно было вырывать эти камни из стены, разрушать ее.

    Осадные орудия древних воинов – путь к победе

    Осадные орудия древних воинов – путь к победе

    Период возникновения первых прототипов осадного оружия истории точно не известен, однако его хронологическое совпадение с появлением первых защитных укреплений остается неоспоримым. Настоящим же рассветом в применении осадных орудий принято считать античную эпоху, с характерными для нее строительством городских стен и крепостей. Чего стоила только неприступная Троя, в которую греки смогли проникнуть, лишь используя хитрость и смекалку?

    Ошеломительного успеха, в строительстве и применении осадного оружия достигла славноизвестная Римская империя, военная машина которой, в свое время, подмяла под себя практически всю Европу. Именно римляне популяризировали такое древнее осадное орудие как баллиста, катапульта и требушет, не оставив без внимания и легендарный таран. Доподлинно известно, что сокрушительной мощи подобных механизмов не могла выдержать ни одна крепость, и под тяжелым градом снарядов буквально рассыпалась подобно карточному домику.

    Таран

    Вероятно, самое известное и популярное осадное оружие, начиная с древнейших времен, являлся самый обыкновенный таран. Конструктивно он представлял собой массивное ясеневое (иногда еловое) бревно, увенчанное металлическим наконечником, и приводился в действие ритмическими ударами по воротам или стене. Для ручного использования, таран как правило оснащался боковыми ручками, а для автоматического – помещался в маятниковую раму, что существенно облегчало его применение на поле боя.

    Онагр

    Ввиду терминологической путаницы, часто принимаемый за баллисту или катапульту, одноплечевой онагр считается одним наиболее узнаваемых осадных орудий. Механизм онагра основывался на торсионном принципе действия и работал подобно станковой праще. Путем вращения рычага, плечо под давлением опускалось вниз, заряжалось каменным или металлическим снарядом, а после отпускалось тем самым производя выстрел. Интересно, что несмотря на свой грозный вид онагры больше подходили для уничтожения пехоты нежели для разрушения крепостных стен, так как не обладали возможностью ведения навесного огня.

    Катапульта

    В некоторых источниках также именуемая баллистой, катапульта представляла собой нечто вроде станкового арбалета с торсионной перезарядкой. Применяясь как противопехотное или осадное орудие, катапульта заряжалась двумя типами снарядов. В первом случае применялись тяжелые и длинные стрелы, а во втором – камни или ядра. Как бы то ни было, выстрелы из катапульты обладали достаточной мощью, чтобы посеять панику в рядах обороняющихся или атакующих противников.

    Требушет

    Наиболее сокрушительным, и вместе с тем, одним из самых простых осадных орудий, несомненно являлся требушет. Используя в своей основе гравитационный принцип он позволял метать навесом очень тяжелые снаряды, тем самым нанося максимальный урон по крепостям. Как уже говорилось выше, конструкция требушета была предельно проста – в устойчивой раме крепился рычаг с коротким и длинным плечами. На коротком плече находился противовес, а на длинном – веревочное седло для снарядов. Примечательно, что в качестве последних могло использоваться все что угодно, вплоть до трупов павших солдат, о чем неоднократно свидетельствуют военно-исторические хроники.

    В завершение следует заметить, что наиболее разрушительное осадное орудие пушка, было изобретено уже на закате средневековой эпохи. Ну а это – уже совсем другая история…

    Ответы на сканворд №6153

    Задай вопрос, скажи спасибо или оставь комментарий внизу страницы - получишь пирожок :)

    Ответы на сканворд из Одноклассников номер 6153

    Вид головоломки. Ответ из 5 букв: РЕБУС
    Российский певец. Ответ из 4 букв: ОСИН
    Карликовый буйвол. Ответ из 4 букв: АНОА
    Фараон. Ответ из 5 букв: ХЕОПС
    Славянка из Минска. Ответ из 9 букв: БЕЛОРУСКА
    Галоген. Ответ из 4 букв: БРОМ
    Питейный погребок. Ответ из 5 букв: КАБАК
    Чурка в городках. Ответ из 4 букв: РЮХА
    Палубная надстройка. Ответ из 5 букв: РУБКА
    Имя Бога. Ответ из 5 букв: ИИСУС
    Котлета с начинкой. Ответ из 5 букв: ЗРАЗА
    Зимняя спячка животных. Ответ из 7 букв: АНАБИОЗ
    Островная страна. Ответ из 4 букв: КИПР
    Сталлоне на ринге. Ответ из 5 букв: РОККИ
    Затвор в механизме. Ответ из 6 букв: КЛАПАН
    . взаимопомощи. Ответ из 5 букв: КАССА
    Вяз. Ответ из 4 букв: ИЛЬМ
    Владение Робинзона. Ответ из 6 букв: ОСТРОВ
    Официальное распоряжение. Ответ из 6 букв: ПРИКАЗ
    Телосложение. Ответ из 5 букв: СТАТЬ
    Древнее осадное орудие. Ответ из 5 букв: ТАРАН
    Заразная болезнь. Ответ из 4 букв: ОСПА
    Шпионская квартира. Ответ из 4 букв: ЯВКА
    Советская легковушка. Ответ из 4 букв: НАМИ
    Вид искусства. Ответ из 4 букв: КИНО
    Статуя классика. Ответ из 8 букв: ПАМЯТНИК
    Ложь. Ответ из 5 букв: ВРАКИ
    Раб героина. Ответ из 8 букв: НАРКОМАН
    Банковское извещение. Ответ из 5 букв: АВИЗО

    Картинки в сканворде (скн) 6153:
    ЧЕРНОБУРКА БУМ БАСКИ АЗАР

    Осадные орудия от Древнего Рима до Средневековья

    Группа

    Скорпион- небольшая катапульта (пробиватель щитов) торсионного типа .
    Дальнобойность-300-350 метров.
    Длина болта -72 см.
    Формула. D=1/9 L, где D-диаметр отверстия под торсион. а L-длина стрелы.
    D= 1/9 *72=8cм.
    Капитель- натяжная рама ,состоящая из перитретов (2 штуки). 2-ух боковых стоек и 2-ух срединных стоек. Общая длина горизонтальной станины с отверстиями-6D. (6*8=48 cм).
    Все пропорции скорпиона вычисляются по данной длине стрелы. Девятою её частью определяется размер отверстий в капителях, через которые натягивают скрученные жилы, каковые держат рычаги .Высота и ширина всей капители выводится из размеров отверстий. Перитреты –доски, находящиеся сверху и снизу капители, имеет толщину в 1D, а ширину в 1 ?D. а по краям в 1 ? D. Стойки справа и слева имеют высоту в 4D. за вычетом шипов, а толщину в 5/8 D, сами же шипы –в ? D. Расстояние от стойки до отверстия равна ? D ,и таково же расстояние от отверстия до срединной стойки .Срединные стойки справа и слева имеют высоту в 4D. а толщину в 3/8 D. Расстояние между 2-умя срединными стойками равняется 1D.Общая площадь капители равняется длине перитрета на высоту боковых стоек плюс толщина 2-ух перитретов (6D*(4+1+1)D).

    ОСАДА СИРАКУЗ (213—211 гг. до н.э.)
    ЗНАМЕНИТЫЙ сицилийский город-крепость Сиракузы
    выдержал не одну осаду. Здесь я привожу описание са-
    мой известной осады Сиракуз римлянами во время Вто-
    рой пунической войны. Осада интересна новыми осадны- Показать полностью…
    ми методами атаки с моря, широким применением мета-
    тельных машин, а также специальными приспособлениями,
    построенными Архимедом для защиты города.
    Осада Сиракуз описана Полибием. Ливием и Плутархом. Здесь приводится в основном рас-
    сказ Полибия, как более подробный и ясный, и только паде-
    ние Сиракуз и смерть Архимеда цитируются по Плутарху.
    «Когда Епикид и Гиппократ [предводители антирим-
    ской партии в Сиракузах] завладели Сиракузами, то сами
    прервали дружбу с римлянами и прочих граждан прину-
    дили к тому же. Римляне, раньше еще уведомленные о насильственной смерти сиракузского тирана Гиеронима,
    выбрали в проконсулы Аппия Клавдия, дали в его распо-
    ряжение сухопутное войско, а начальство над флотом
    возложили на Марка Клавдия [Марцелла]. Начальники
    расположились станом невдалеке от города и решили, что
    сухопутное войско поведет приступ против города со сто-
    роны Гексапил, а флот — против Ахрадины у портика,
    именуемого Скитским, где стена тянется вдоль моря.
    Приготовив шалаши [виней], метательные орудия и все
    прочее, нужное для осады, римляне надеялись при много-
    численности рабочих рук покончить с приготовлениями
    в течение пяти дней и не дать неприятелю подготовиться.
    Но при этом они не приняли в расчет искусства Архиме-
    да, не догадались, что иногда дарование одного человека
    способно сделать больше, чем огромное множество рук.
    Теперь они убедились в этом по опыту. Город был доста-
    точно крепок уже тем, что окружающая его стена покои-
    лась на высотах и поднимающемся перед городом утесе;
    к ним трудно было подойти, за исключением немногих
    определенных пунктов, даже и тогда, если бы осаждае-
    мые не оказывали никакого сопротивления.
    Кроме того, упомянутый Архимед заготовил внутри
    города, а равно и против нападающих с моря такие сред-
    ства обороны, что защитникам не было необходимости
    утруждать себя непредусмотренными работами на слу-
    чай неожиданных способов нападения; у них заранее го-
    тово было все к отражению врага в любом случае.
    Итак, Аппий сделал попытку приблизиться с шалашами
    [винеями] и лестницами к той части стены, которая с
    востока упирается в Гексапилы, а Марк с шестьюдесятью
    квинквиремами направился против Ахрадины. Находив-
    шиеся на каждом судне люди вооружены были луками,
    пращами и легкими дротиками, чтобы прогонять врага, I
    нападающего с зубцов стен. Вместе с тем римляне сняли у
    восьми квинквирем весла, у одних с правой стороны, у
    других с левой, открытыми стенками связали суда попарно
    и, действуя веслами только с наружных боков, стали
    подвозить к городской стене так называемые самбуки.
    Устройство этого осадного орудия следующее: делается
    лестница в четыре фута [около 1,2 м] шириной и такой длины, чтобы она при установке достигала верхнего края
    стены, с обеих сторон ее ограждают и закрывают высоки-
    ми перилами, потом кладут ее наискось вдоль соприкаса-
    ющихся стенок связанных между собою судов, так что
    лестница выступает далеко за корабельные носы. На вер-
    шинах мачт укрепляют блоки с канатами. Когда нужно
    действовать, канат привязывают к верхнему краю лестни-
    цы, и люди, стоящие на корме, тянут его на блоке, а дру-
    гие, находящиеся на передней части корабля, следят за
    правильным подъемом лестницы и подпирают ее шеста-
    ми. Наконец, при помощи гребцов, размещенных по обо-
    им наружным бортам, римляне подходят с кораблями к
    суше и стараются только что описанное сооружение при-
    ладить к стене. На вершине лестницы находится доска, с
    трех сторон огороженная плетнем; на ней стоят четыре
    человека, которые и ведут борьбу с неприятелем, находя-
    щимся на зубцах стены и противодействующим установ-
    ке самбуки. Как только лестница установлена так, что эти
    четыре воина возвышаются над стеной, боковые стенки
    плетня снимаются, и воины тотчас с двух сторон взбира-
    ются на зубцы или башни; прочие товарищи их следуют
    за ними по самбуке, надежно прикрепленной канатами к
    обоим кораблям. Сооружение это не без основания полу-
    чило такое название: когда машина поднята, то корабль в
    соединении с лестницей напоминает по виду самбуку [му-
    зыкальный инструмент].
    Итак, по изготовлении самбуки римляне решились по-
    дойти к башням. Однако Архимед соорудил машины, при-
    способив их к метанию снарядов на любое расстояние.
    Так, если неприятель подплывал издали, то Архимед по-
    ражал его из дальнобойных камнеметов тяжелыми снаря-
    дами или стрелами и повергал в трудное и беспомощное
    положение. Когда же снаряды начинали летать поверх
    неприятеля, то Архимед употреблял в дело меньшие ма-
    шины, каждый раз сообразуясь с расстоянием, и наводил
    на римлян такой ужас, что они никак не решались идти на
    приступ или приблизиться к городу на судах. Наконец
    Марк, раздосадованный неудачами, вынужден был сделать
    попытку тайком ночью подойти к городу на кораблях.
    Когда римляне подошли к берегу на расстояние выстрела, Архимед употребил другое средство, направленное про-
    тив воинов, сражавшихся с судов, именно: он велел сде-
    лать в стене приблизительно на высоте человеческого
    роста множество отверстий, с наружной стороны имев-
    ших в ширину пальца четыре; у отверстий изнутри стены
    он поставил стрелков и маленькие скорпионы, через от-
    верстия обстреливал корабельных воинов и тем отнимал
    у них всякую возможность сделать что-нибудь. Таким об-
    разом, далеко или близко находился неприятель, Архи-
    мед не только разрушал все его планы, но и производил в
    его рядах большие опустошения. Как только римляне по-
    кушались поднять самбуки, Архимед приводил машины в
    боевое состояние по всей стене. Все время они остава-
    лись невидимы, но лишь только требовалось употребле-
    ние их в дело, машины изнутри выдвигались за зубчатые
    укрепления. Некоторые машины метали камни весом не
    менее десяти талантов [около 250 кг], другие выбрасыва-
    ли груды свинца. Каждый раз, как только самбуки при-
    ближались, жерла архимедовых машин отклонялись вме-
    сте с подставкой вправо или влево, смотря по надобнос-
    ти, и при помощи освобождаемого блока сбрасывали
    камни на неприятельское сооружение. Вследствие этого
    не только ломалась машина римлян, но и корабль и на-
    ходившиеся на нем солдаты подвергались большой опас-
    ности.
    Некоторые машины отражали нападение неприятеля,
    защищенного и прикрытого плетнем от стрел, выпускае-
    мых через отверстия в стене; в таком случае бросаемые
    камни соответствующей тяжести прогоняли нападающих
    римлян с передних частей корабля. Кроме того, с маши-
    ны спускалась прикрепленная к цепи железная лапа;
    управлявший жерлом машины захватывал в каком-нибудь
    месте этой лапой нос корабля и потом опускал вниз нахо-
    дящийся внутри города конец машины. Когда нос судна
    был таким образом поднят и судно поставлено отвесно
    на корму, то плечо рычага закреплялось неподвижно, а
    лапа вместе с цепью отделялись от машины освобождаю-
    щего приспособления. Вследствие этого некоторые суда
    ложились набок, другие совсем опрокидывались, боль-
    шинство же от падения носом со значительной высоты в море погружались и наполнялись водой, внося большой
    беспорядок и ужас среди экипажа. Изобретательность
    Архимеда приводила Марка в отчаяние; с прискорбием
    он видел, как осажденные глумятся над его усилиями и
    какие они причиняют ему потери. Однако, подшучивая над
    своим положением, Марцелл говорил, что Архимед уго-
    щает его корабли морской водой, а его самбуки как бы с
    позором прогоняются с попойки палочными ударами. Так
    окончилась осада Сиракуз с моря.
    Аппий с сухопутным войском очутился в столь же труд-
    ном положении и потому совсем отказался от приступа.
    Действительно, находясь еще на далеком расстоянии от
    города, римляне сильно терпели от камнеметов и ката-
    пульт, из которых были обстреливаемы; ибо сиракузяне
    имели в запасе множество превосходных и метких мета-
    тельных орудий. Оно и понятно, так как Гиерон дал на
    них средства, а Архимед изобрел и мастерски построил
    машины.
    Итак, когда римляне приближались к городу, то одни
    были непрерывно обстреливаемы через отверстия в сте-
    не, о которых было сказано выше, терпели урон и не мог-
    ли продолжать наступление, другие же, рассчитывавшие
    пробиться вперед силой и огражденные плетенками, гиб-
    ли под ударами камней и бревен, падавших сверху. Мно-
    го бед римлянам сиракузяне причиняли и теми лапами у
    машин, о которых я говорил раньше; лапы поднимали
    воинов в полном вооружении и кидали их оземь. Наконец
    Аппий с товарищами возвратился на стоянку, устроил
    совещание с трибунами, на котором и было принято еди-
    ногласное решение испытать всевозможные другие сред-
    ства, но только отказаться от надежды взять Сиракузы
    приступом; согласно принятому решению, они так и дей-
    ствовали. Римляне оставались под стенами города в тече-
    ние восьми месяцев, и не было такой уловки или отваж-
    ного дела, перед которым они остановились бы, но на
    приступ идти они уже. ни разу не осмеливались.
    Такова чудесная сила одного человека, одного дарова-
    ния, умело направленного на какое-либо дело. Вот и те-
    перь: располагая столь значительными силами сухопут-
    ными и морскими, римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян од-
    ного старца. Но так как этот один был среди сиракузян,
    то римляне не дерзали нападать на город или по крайней
    мере употреблять те способы нападения, отразить кото-
    рые Архимед был в силах» .
    Римляне приступили к блокаде, продолжавшейся око-
    ло восьми месяцев. В конце концов город пал в результа-
    те внезапной атаки, проведенной римлянами в день праз-
    дника, когда сиракузяне перепились. Как обычно, город
    был разграблен. От римского меча погиб и Архимед. Под-
    робный рассказ о падении города и версии смерти Архи-
    меда содержатся у Плутарха:
    «Случилось однажды, что в плен к римлянам попал
    спартанец Дамипп, плывший из Сиракуз; сиракузяне хо-
    тели его выкупить, и в ходе переговоров,"потребовавших
    частых встреч, Марцелл обратил внимание на одну баш-
    ню, охранявшуюся недостаточно бдительно и способную
    незаметно укрыть несколько человек, так как подле нее
    нетрудно было взобраться на стену. Поскольку переговоры
    велись невдалеке от башни, удалось достаточно точно
    определить ее высоту, и вот, приготовив лестницу и дож-
    давшись дня, в который сиракузяне, справляя праздник
    Дианы, предавались пьянству и развлечениям, Марцелл
    незаметно для неприятеля не только овладел башней, но
    еще до рассвета заполнил своими воинами всю стену по
    обе стороны от нее и пробился сквозь Гексапилы. Когда
    же сиракузяне наконец заметили врага и среди них подня-
    лась тревога, он приказал повсюду трубить в трубы и этим
    обратил противника в беспорядочное бегство: осажден-
    ные в ужасе решили, что весь город уже в руках римлян.
    Но они еще владели самым красивым, обширным и лучше
    других укрепленным кварталом — Ахрадиной, потому что
    этот квартал был обнесен, особою стеной, примыкавшей
    к стенам внешней части города (одна часть его называ-
    лась Неаполь, другая — Тихэ).
    С рассветом Марцелл, сопровождаемый поздравления-
    ми своих военных трибунов, через Гексапилы спустился в
    город. Говорят, что, глядя сверху на Сиракузы и видя их
    красоту и величие, он долго плакал, сострадая грядущей
    их судьбе: он думал о том, как неузнаваемо неприятельский грабеж изменит вскоре их облик. Ведь не было ни од-
    ного начальника, который бы осмелился возразить солда-
    там, требовавшим отдать им город на разграбление, а мно-
    гие и сами приказывали жечь и разрушать все подряд. Но
    такие речи Марцелл решительно пресек и лишь с великою
    неохотой дал разрешение своим людям поживиться иму-
    ществом и рабами сиракузян, свободных же не велел тро-
    гать и пальцем — ни убивать их, ни бесчестить, ни обра-
    щать в рабство. И все же, обнаружив, казалось бы, такую
    умеренность, он считал судьбу города жалкой и плачев-
    ной и даже в этот миг великой радости не смог скрыть сво-
    ей скорби и сострадания, предвидя, что в скором времени
    весь этот блеск и процветание исчезнут без следа. Говорят,
    что в Сиракузах добычи набралось не меньше, чем впо-
    следствии после разрушения Карфагена, ибо солдаты на-
    стояли на том, чтобы и оставшаяся часть города, которая
    вскоре пала по вине изменников, была разграблена, и лишь
    богатства царской сокровищницы поступили в казну.
    Но более всего огорчила Марцелла гибель Архимеда. В
    тот час Архимед внимательно разглядывал какой-то чертеж
    и, душою и взором погруженный в созерцание, не заметил
    ни вторжения римлян, ни захвата города: когда вдруг перед
    ним вырос какой-то воин и объявил ему, что его зовет Мар-
    целл, Архимед отказался следовать за ним до тех пор, пока
    не доведет до конца задачу и не отыщет доказательства. Воин
    рассердился и, выхватив меч, убил его. Другие рассказыва-
    ют, что на него сразу бросился римлянин с мечом, Архимед
    же, видя, что тот хочет лишить его жизни, молил немного
    подождать, чтобы не пришлось бросить поставленный воп-
    рос неразрешенным и неисследованным; но римлянин убил
    его, не обратив ни малейшего внимания на эти просьбы. Есть
    еще третий рассказ о смерти Архимеда: будто он нес к Мар-
    целлу свои математические приборы - солнечные часы,
    шары, угольники, — с помощью которых измерял величину
    Солнца, а встретившиеся ему солдаты решили, что в ларце
    у него золото, и умертвили его. Как бы это ни произошло на
    самом деле, все согласны в том, что Марцелл был очень
    опечален, от убийцы с омерзением отвернулся как от пре-
    ступника, а родственников Архимеда разыскал и окружил
    почетом».

    ОСАДА РОДОСА(304—305 гг. до н.э.)
    ГОРОД Родос, расположенный на берегу моря на одно-
    именном острове, был в то время одним из самых мощ-
    ных городов в Греции. Деметрий Полиоркет располагал
    армией в 40 тысяч воинов, 1000 ремесленниками, а также Показать полностью…
    различными метательными машинами и всем необходи-
    мым для осады. Для переброски армии и снаряжения на
    остров Деметрию потребовалось 200 военных кораблей и
    170 транспортников. Кроме того, Деметрию помогали пи-
    раты, которые враждовали с родосцами. Высадившись на
    остров несколько южнее города, армия Деметрия постро-
    ила лагерь вблизи стен, на расстоянии, лишь немного пре-
    вышавшем дальность полета стрелы из катапульты. Пер-
    вым впечатляющим шагом Деметрия была постройка мола
    для создания безопасной гавани для своего флота.
    Осаждающие решили прежде всего блокировать город
    с моря, чтобы лишить его подвоза провизии. Для этого
    было необходимо захватить родосскую гавань, где нахо-
    дился флот осажденных. В ходе осуществления задуман-
    ной операции Деметрий приказал разместить на грузо-
    вых кораблях камнеметы и стрелометы, закрытые специ-
    альными навесами, а также четырехэтажные осадные
    башни с катапультами. Чтобы не дать родосским кораб-
    лям протаранить эти сооружения, впереди них передви-
    гали буи, утыканные острыми шипами. Сопровождали эти
    грузовые суда легкие маневренные корабли, оснащенные
    стрелометами. Кроме того, борта кораблей надстроили
    досками так, что получились стены с амбразурами, у ко-
    торых стояли критские лучники. В ответ родосцы нарастили стены вдоль гавани и раз-
    местили на кораблях и на дамбе катапульты, прикрытые
    навесами. Ночью осаждающим удалось захватить конец
    дамбы, закрывавшей гавань. Здесь высадились 400 сол-
    дат, которые быстро возвели каменную стену и размести-
    ли на помостах камнеметы и стрелометы. Это укрепле-
    ние находилось всего примерно в 150 м от городской сте-
    ны, то есть на расстоянии эффективной стрельбы из
    метательных машин. Поэтому на следующий день камне-
    метам Деметрия удалось сильно повредить крепостную
    стену, которая к тому же была здесь низкой и слабой.
    В то же время Деметрий предпринял атаку своими пла-
    вучими машинами на гавань. Установленные на кораблях
    стрелометы стреляли зажигательными стрелами в корабли
    защитников, а камнеметы обрушили ураганный огонь на
    крепостные стены. Однако родосцы защищались отчаянно,
    и им удалось сжечь сначала одну из четырех машин
    Деметрий, а затем потопить еще две. Осаждающие были
    вынуждены отступить. Тогда Деметрий выстроил огром-
    ную плавучую батарею, в три раза выше и в три раза шире
    предыдущих. Но попытки ввести ее в гавань окончились
    неудачей — разразившийся шторм разбил и потопил не-
    поворотливые суда. Во время шторма родосцы, зная, что
    Деметрий не сможет прислать подкрепление, атаковали
    укрепление на конце дамбы, перебили осаждающих и за-
    хватили метательные машины. Таким образом, родосцы
    вернули полный контроль над гаванью, что было крайне
    важно, — именно сюда вскоре пришел флот с продоволь-
    ствием и 650 солдатами союзников.
    Потерпев две неудачи на море, Деметрий оставил по-
    пытки захватить гавань и сосредоточился на атаке с суши.
    Он построил огромную девятиэтажную башпю-гелеполу
    высотой 45 м. Ширина башни у основания составляла 22 м,
    а вершина башни была шириной 9 м. Передняя и боко-
    вые стенки башни для защиты от зажигательных стрел
    были обшиты железными листами. На каждом этаже на-
    ходились метательные машины, внизу — тяжелые камне-
    меты, вверху — легкие стрелометы. Машины стреляли
    через механически поднимающиеся ставни. Ставни были
    сшиты из шкур и набиты шерстью и предоставляли прекрасную защиту от метательных снарядов. Башня пе-
    редвигалась на восьми колесах, окованных железом. Со-
    общение между этажами осуществлялось с помощью двух
    широких лестниц; по одной из которых поднимались, по
    другой спускались. Башню двигали 3400 человек, часть
    которых находилась внутри, а остальные снаружи. Учи-
    тывая размеры башни, ее не могло одновременно толкать
    более 1000 человек, поэтому, вероятно, эти 3400 человек
    работали в три смены.
    Помимо башни Деметрий построил черепахи и тара-
    ны. Тараны также были самыми большими. Таранные бал-
    ки достигали в длину 54 м и были снабжены железными
    наконечниками. Балки двигались на катках, и их приводи-
    ли в движение 1000 человек.
    Атаку Деметрий решил вести на участок стены шири-
    ной около 600 м. Удар приходился на семь башен и учас-
    тки стен между ними. В центре осаждающие поставили
    гелеполу, а по бокам — черепахи и два тарана. Когда ро-
    досцы увидели, на какой участок обороны будет вестись
    штурм, они сразу же приступили к строительству второй
    стены, позади первой. Тогда осаждающие начали копать
    подкоп. Но защитники вовремя обнаружили его, провели
    контрподкоп и, ворвавшись в подкоп, перебили саперов.
    В это время осаждающим удалось обрушить одну из
    башен. Защитники же не могли действенно обороняться,
    так как множество стрелометов, расположенных в геле-
    поле, не давали им высунуться, а камнеметы снесли пара-
    пет стены. Тогда родосцы безлунной ночью предприняли
    отчаянную вылазку, пытаясь сжечь гелеполу. Однако по-
    пытка не увенчалась успехом, и защитники приступили к
    строительству третьей внутренней стены, а также выры-
    ли позади обрушившейся стены глубокий ров, чтобы пре-
    градить путь осадным машинам.
    Кроме того, по словам Витрувия, родосцы уговорили
    архитектора Диогнета найти способ захватить гелепо-
    лу. Диогнет велел пробить в городской стене дыру на-
    против того места, куда должна была подойти башня.
    Затем родосцы вылили перед стеной массу воды, экск-
    рементов и грязи, и все это растеклось по специально
    прорытым канавам. Когда на следующий день гелепола приблизилась к стене, она напрочь застряла в образо-
    вавшемся болоте [Витрувий, X, 16, 7].
    Вконец отчаявшийся Деметрий предпринял последнюю
    попытку взять город. Ночью полторы тысячи отборных
    воинов ворвались в город через пролом в стене. Однако
    родосцы защищались героически, и к утру штурмовики
    были выброшены из города.
    Кроме того, на протяжении осады родосцы предприняли
    несколько вылазок на кораблях и три раза перехватывали
    караван судов с необходимыми материалами для осаждаю-
    щих. Усиливалось и давление других греческих государств,
    симпатизировавших родосцам. Исчерпав все средства и под
    давлением обстоятельств, Деметрию пришлось пойти на
    переговоры и заключить с родосцами мир. Деметрий рети-
    ровался с острова, бросив возле города все свои осадные
    машины. Продав эти машины, родосцы на вырученные деньги
    возвели одно из семи чудес света — Колосса Родосского.
    Эта огромная бронзовая статуя Аполлона высотой более
    30 м стала памятником победы в этой осаде.